Легендарные музыканты, умершие слишком рано, или Клуб 27

Эксперты утверждают, что наибольший процент смертей среди молодых музыкантов проявлялся до 1980-х годов. После этого, с 1985 по 1992 год, число погибших в этой возрастной группе значительно сократилось, даже несмотря на их высокую подверженность риску.

Клуб 27 или Клуб 56? Развенчиваем главный миф рок-н-ролла

14 сентября отмечается день рождения Эми Уайнхаус, чья жизнь оборвалась десять лет назад. При ее воспоминании часто упоминается так называемый Клуб 27 — неформальный список известных музыкантов, ушедших из жизни в возрасте 27 лет. Множество участников этого «клуба» сделали значительный вклад в музыкальную индустрию, покинув этот мир на пике своей славы — и это нельзя否гать. Однако мистические свойства числа 27 — это всего лишь миф. В данной статье мы обсудим, откуда возникла концепция Клуба 27 и почему на самом деле это не имеет под собой оснований.

К числу основополагающих членов Клуба 27 относятся семь музыкантов. Блюзмен Роберт Джонсон, погибший в 1938 году, считается пионером этого «клуба». Гитарист Брайан Джонс из The Rolling Stones, известный музыкант Джими Хендрикс, певица Дженис Джоплин и солист Джим Моррисон из The Doors — вот ключевые фигуры. Их смерти произошли в период между 1969 и 1971 годами, что привлекло внимание прессы и обеспечило начало обсуждения этой закономерности. Однако понятие «Клуб 27» получило распространение лишь после трагической кончины фронтмена Nirvana Курта Кобейна в 1994 году. На момент смерти Эми Уайнхаус в 2011 году Клуб 27 уже стал устоявшейся легендой.

За каждой из смертей стояли мифы и альтернативные теории. Вот несколько из них:

Начало истории Клуба связано с 1938 годом, когда скончался 27-летний блюзмен Роберт Джонсон. Согласно официальной версии, причиной смерти стало заболевание сифилисом, однако поклонники выдвинули более загадочные версии. Самая яркая из них — это миф о сделке с дьяволом на перекрестке, который музыкант часто упоминал в своих песнях. Этот миф подкреплялся слухами о его связи с жрецами культа кандомбле.

Почти 30 лет спустя, в 1970 году, трагически ушел гитарный виртуоз Джими Хендрикс — он захлебнулся рвотными массами после передозировки снотворного, которое было смешано с амфетамином. Однако поклонники выдвинули совершенно иное предположение: их версия гласила, что смерть Хендрикса была организована его менеджером, от которого он собирался уйти ради более выгодного контракта.

В 1994 году произошло самоубийство Курта Кобейна, одного из основателей гранжа. Хотя прошло почти 30 лет с его смерти, любители конспирологий продолжают обсуждать причины его ухода; по одной из версий (без каких-либо подтверждающих доказательств), его смерть могла быть организована его супругой Кортни Лав.

Если существует какой-то клуб, то это Клуб 56

Миф о Клубе 27 распространялся музыкальными изданиями и таблоидами без каких-либо реальных фактических оснований. Музыкальный критик Чарльз Р. Кросс, известный как биограф Джими Хендрикса и Курта Кобейна, утверждал, будто количество музыкантов, умерших в этом возрасте, является значительно превышающим любую другую статистику. Однако на самом деле, это не так.

В 2011 году журнал The British Medical Journal опубликовал исследование, в котором была проанализирована смертность музыкантов за период с 1957 по 2007 год — за этот промежуток времени погибло чуть больше 70 исполнителей, среди которых только трое были 27 лет. Показатели смертности среди 25 и 32 лет также были сопоставимыми, однако Клубу 25 и Клубу 32 никто особого внимания не уделял.

Профессор психологии и музыки в Сиднейском университете Дайанна Кенни также провела исследование продолжительности жизни музыкантов с 1950 по 2021 годы и установила, что самым распространённым возрастом смерти оказалось 56 лет. В её исследование вошло более 11 тысяч музыкантов, и всего лишь 1,3% из них скончались в возрасте 27 лет. Кенни также отметила, что риск смерти среди музыкантов в молодом возрасте действительно выше, чем у обычных людей, что связано с образом жизни в рок-музыке, который обременяет здоровье подрастающего поколения.

Легендарные музыканты, умершие слишком рано, или Клуб 27

Знаменитые исполнители часто оправдывали лозунг «живи быстро, умри молодым», а миф о Клубе 27 стал хорошим маркетинговым инструментом для продвижения посмертных альбомов. Например, релиз Эми Уайнхаус «Lioness: Hidden Treasures» достиг первого места в альбомных чартах Великобритании в 2011 году и активно обсуждался в средствах массовой информации с утверждениями, что певица пополнила ряды Клуба 27, вступив в компанию таких легендарных личностей, как Моррисон, Кобейн и другие.

Появление термина

В начале 1970-х годов поклонники рок-музыки заметили загадочную закономерность: на протяжении двух лет ушли из жизни несколько выдающихся музыкантов, таких как Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Брайан Джонс и Джими Хендрикс. Все они скончались в 27 лет, что сопровождалось схожими обстоятельствами — от передозировок наркотиков до несчастных случаев. В то время как ближайшие люди художников, как правило, не соглашались с официально установленной версией о причинах их смерти и настаивали на версиях убийств.

Это интересно:  Биография и личная жизнь Ирины и Марины Голомаздиных, их карьера и успех

Легендарные музыканты, умершие слишком рано, или Клуб 27

Дженис Джоплин (19 января 1943 — 4 октября 1970)

Global Look Press

В первый член Клуба, как полагают, исходит именно из блистательной эпохи блюза — Роберт Джонсон, который ушел из жизни в 1938 году. Никто до сих пор не может точно утверждать, что послужило причиной его смерти: версии варьируются от сифилиса до отравления и пневмонии.

После трагического самоубийства Курта Кобейна в 1994 году термин «Клуб 27» вышел за борозды фанатского круга и получил общественное признание. Чарльз Кросс, автор нескольких биографий Кобейна и Хендрикса, утверждает, что анализ причин смертей знаменитостей может помочь обществу избежать подобных трагедий в будущем. В своей колонке для Seattle Post-Intelligencer он отметил: «Ранняя смерть по какой-то причине становится ожидаемым явлением для знаменитостей — возможно, как предостережение, чтобы они не впадали в излишества.» Он добавил также, что это не тот клуб, в который большинство людей хотело бы вступить, поскольку включение в него требует как славы, так и преждевременного ухода из жизни. На самом деле, это вовсе не клуб, а лишь показатель группы некрологов.

Существующий список не имеет официального статуса и может публиковаться в самых разных источниках. Точное количество его участников остается неизвестным.

Почему музыканты умирают так рано

Легендарные музыканты, умершие слишком рано, или Клуб 27

Курт Кобейн (20 февраля 1967 — 5 апреля 1994)

В 2011 году в журнале British Medical Journal было опубликовано исследование, касающееся смертности наиболее популярных исполнителей Великобритании в период с 1956 по 2007 год. В соответствии с данными этого исследования, многие музыканты из Клуба 27 злоупотребляли алкоголем и наркотиками.

Отмечалось, что многие музыканты начинают набирать популярность в свои двадцать с небольшим, а через 4-5 лет отмечают пик рискованного поведения. Часто они становятся жертвами депрессии, не зная, в каком направлении двигаться дальше, устают от бесконечных гастролей и начинают избегать реальности с помощью наркотиков и алкоголя.

Еще одно объяснение существования Клуба 27 заключается в том, что музыканты ведут скандальный образ жизни в стремлении обрести известность. К 27 годам их рискованное поведение достигает наивысшего уровня, что может привести к трагическим последствиям, таким как самоубийство.

В 2016 году профессор Лес Мэйхью проанализировал данные о 1042 музыкантах, и выяснил, что 83% из них не дожили до 70 лет. Он подсчитал, что в Великобритании музыканты в возрасте от 25 до 29 лет умирают в 25,5 раз чаще, чем среднестатистическое население страны.

Легендарные музыканты, умершие слишком рано, или Клуб 27

Джими Хендрикс (27 ноября 1942 — 18 сентября 1970)

Bruce Fleming/AP

Многие преданные поклонники хиппи также выступают с астрологическими теориями, что возраст 27 лет связан с небесными телами: каждые 28 лет происходит возвращение Сатурна, что, как утверждают астрологи, знаменует конец юности и начало зрелости. Тем не менее, в Великобритании нет статистически значимого увеличения смертности в возрасте 27 лет среди общего числа населения.

Джими Хендрикс также был сторонником астрологии и даже предсказал свою гибель в 27 лет. Он скончался в своем отеле Samarkand в Лондоне, захлебнувшись рвотными массами. Всего за несколько дней до трагедии он заявил одному интервьюеру: «Я не уверен, что доживу до 28 лет». Ранее Хендрикс неоднократно переживал клинические смерти.

“Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в удивлении: ‘Посмотрите на это!’. Но в итоге — фьють, и меня больше нет. И никто никогда не увидит ничего подобного и не сможет забыть. Никогда”

Брайан Джонс

Брайан Джонс – гитарист, мультиинструменталист и певец, бэк-вокалист известной британской рок-группы The Rolling Stones. Он славился своим музыкальным даром, talent, который позволял ему направлять мелодии в неожиданные и уникальные направления, а также своим ярким образом модника.

Легендарные музыканты, умершие слишком рано, или Клуб 27

Родители Брайана были глубоко увлечены музыкой, что сыграло важную роль в формировании его карьеры. Его отец играл на фортепиано и органе и пел в церковном хоре, а мать была музыкальным педагогом и обучала Брайана игре на фортепиано с самого раннего возраста.

Позже, в 14 лет, он самостоятельно освоил кларнет и даже играл в школьном оркестре. Вдохновившись выступлением Рэя Чарльза в 1957 году, Брайан убедил своих родителей купить ему саксофон.

Тем не менее, Джонс имел навык игры на множестве различных музыкальных инструментов, но вскоре начинает чувствовать скуку и искал новые вызовы. В семнадцать лет он получил свою первую гитару в подарок.

После нескольких жизни, когда произошли события, кардинально изменившие жизнь Брайана, эволюция его музыкальных вкусов также претерпела изменения. Воспитанный на классической музыке, он начал предпочитать блюз, кантри, джаз и рок-н-ролл. Весной 1962 года Брайан пригласил к себе в группу Иэна Стюарта и Мика Джаггера. Интересный факт: именно он предложил назвать её The Rollin’ Stones (позже было добавлено ‘g’), ссылаясь на песню американского блюзмена Мадди Уотерса.

Сегодня невозможно найти человека, который не знал бы об их группе. The Rolling Stones приобрела культовый статус. Ни один исполнитель или группа до сих пор не смогли бы сравниться с ними по количеству хитов, платиновых и золотых альбомов.

3 июля 1969 года, через месяц после того, как Брайан Джонс оставил The Rolling Stones из-за своей зависимости от наркотиков, его тело было найдено на дне бассейна в его собственном доме. В официальном заключении указано «смерть по неосторожности», однако имеется множество альтернативных версий. Наиболее распространенная из них — версия Анны Уолин о том, что музыканта убил строитель Фрэнк Торогуд.

Это интересно:  Увел жену у известного футболиста: личная жизнь Вячеслава Фетисова

Курт Кобейн

Курт Кобейн – американский певец, автор песен и вокалист гранж-группы Nirvana.

Курт вырос в музыкальной семье, где его дядя по материнской линии выступал с группой The Beachcombers, тётя была гитаристкой в разных ансамблях, а двоюродный дед даже снимался в фильме «Король Джаза» 1930 года. У Курта с самого рождения был интерес к музыке.

Как утверждают его родственники, в возрасте двух лет он с удовольствием пел известные композиции The Beatles. В 4 года он написал свою первую песню, в которой описывал поход в местный парк.

В 1985 году Курт создал панк-рок группу Fecal Matter, которая распалась примерно через год, так и не записав ни одного альбома. Кобейн начал распространять демозапись Fecal Matter, чтобы привлечь интерес к своему творческому проекту. Одна из кассет попала в руки Криса Новоселича, его друга.

Со временем Крис предложил Курту создать новую рок-группу, что и привело к образованию культовой Nirvana.

Дженис Джоплин

Дженис Джоплин (1943-1970) была американской рок-певицей и одной из самых значительных фигур в музыке 1960-х годов. Её мощный и эмоциональный вокал, прямолинейные тексты песен и бурная жизнь сделали её иконой контркультуры и символом женской независимости.

Джоплин родилась в Порт-Артуре, штат Техас, и в молодые годы стала частью музыкальной сцены Сан-Франциско. Она достигла известности как вокалистка группы Big Brother and the Holding Company, а затем продолжила успешную сольную карьеру. Её интерпретации таких песен, как «Piece of My Heart», «Me and Bobby McGee» и «Ball ‘n’ Chain» стали хитами и продемонстрировали её уникальное звучание и стиль исполнения.

Как и многие её современницы, Джоплин столкнулась с серьезными проблемами, связанными с наркотиками и алкоголем. Она ушла из жизни в результате передозировки героина в октябре 1970 года, в возрасте 27 лет, всего несколькими неделями позже Джими Хендрикса, еще одного члена «Клуба 27». Несмотря на короткую карьеру, Джоплин оставила глубокий след в рок-музыке, продолжающем вдохновлять слушателей и исполнителей по сей день.

Джим Моррисон

Джеймс Дуглас «Джим» Моррисон (1943-1971) был американским певцом, поэтом и автором песен, наиболее известным как вокалист рок-группы The Doors. Он славился своим магнетическим сценическим присутствием, бунтарским образом жизни и глубокими текстами своих песен.

Моррисон родился в Мелбурне, штат Флорида, и обучался в Университете Флориды, прежде чем переехать в Калифорнию и присоединиться к The Doors. Группа была основана в 1965 году и вскоре стала одной из самых влиятельных рок-групп в мире. Джим написал многие из их самых известных композиций, включая «Light My Fire», «People Are Strange» и «Riders on the Storm».

Тем не менее, карьера Моррисона была омрачена его нестабильным поведением. Он неоднократно подвергался арестам и сталкивался с серьёзными проблемами, связанными с алкоголем и наркотиками.

Он ушел из жизни в Париже в 1971 году в возрасте 27 лет; хотя официальной причиной смерти был сердечный приступ, некоторые фанаты выражали предположения, что причиной могло быть злоупотребление наркотиками. Его смерть сделала его одним из последних членов так называемого «Клуба 27».

Самые известные члены Клуба 27

В конце 1960-х и 1970-х годов произошло множество потерь среди рок-н-ролльных звезд. Они стали символами контркультуры в США, отвергающей традиционные ценности. Их протест против войны во Вьетнаме, культуры потребления и открытое недовольство государством сопровождалось экспериментами с наркотиками и алкоголем. Каждая из их смертей порождала огромные спекуляции и конспирологические теории.

В 1969 году умер бывший лидер культовой группы The Rolling Stones Брайан Джонс. Его похороны привлекли множество скорбящих поклонников. Годы спустя после его смерти люди продолжали собираться у его могилы. По официальной версии, музыкант утонул в состоянии алкогольного опьянения. Однако фанаты группы пытались добиться пересмотра расследования, утверждая, что его мог убить строитель, проводивший ремонтные работы на участке Джонса, и обманывающий его. Рок-биограф Филип Норман указывал на то, что такая версия появляется каждые несколько лет. Подобные конспирологические теории стали популярными благодаря фильмам, таким как В дурмане (2008) и Rolling Stone: жизнь и смерть Брайана Джонса (2019).

Кроме того, спустя год после смерти Брайана ушёл из жизни Джими Хендрикс — одна из ключевых фигур контркультуры 60-х и звезда легендарного фестиваля Вудсток. Вокруг его смерти также закручивались спекуляции и шумные теории заговора. Поклонники не верили в версию о передозировке наркотиков и выдвигали множество альтернативных объяснений, включая самоубийство и даже предполагаемое убийство федералами. Эту теорию обосновывали тем, что Хендрикс открыто поддерживал радикальные организации, борющиеся за права темнокожих. Кроме того, отмечалось, что сам музыкант предсказал свою преждевременную смерть: по легенде, карты Таро предсказали ему, что он не доживет до тридцати.

Уход фронтмена психоделической рок-группы The Doors Джима Моррисона также породил множество слухов. Официальная версия предполагает, что причиной его ухода стало сердечное заболевание, однако вскрытие не проводилось, так как музыкант скончался в Париже, и французские законы не обязывали к этому. Это порождало спекуляции о том, что его смерть могла быть связана с девушкой Моррисона — Памелой Курсон, которая нашла его тело. Главным аргументом здесь становится то, что музыканта похоронили спешно и тайно.

Это интересно:  Люблю другую. Женат. Счастлив. Почему Есенин бросил Айседору Дункан

Среди других теорий можно встретить версии о вмешательстве спецслужб: Моррисон считался иконой хиппи, выступающим за мир, свободу и отказ от потребления, что конечно же могло вызывать недовольство властей. По мнению убеждённых, власти могли потянуться к устранению музыкантов за их идеи. И прекратился бы ход процесса только в том случае, если бы мифическая смерть Моррисона на самом деле была инсценировкой; по слухам, в 2010-х годах человек, похожий на него, был замечен в небольшой деревне в глубинке США. В сторонних газетах и шутках поднимались мысли о том, что рок-звезды на самом деле не умирают, а просто меняют имена и уезжают на ранчо в Орегон.

В 1994 году мировое музыкальное сообщество было потрясено самопроизвольным уходом Курта Кобейна. Патологоанатомы пришли к выводу о самоубийстве, однако вскоре после этого в прессе началась волна слухов о насильственной смерти. Журналист Ричард Ли продолжал настаивать на этом на протяжении многих лет, указывая на то, что Кобейн мог стать жертвой американского правительства. Также существовала версия, согласно которой его жена Кортни Лав могла оказаться заказчицей убийства чтобы извлечь выгоду из смерти своего супруга. Последователи этой теории настаивали на том, что предсмертная записка Кобейна была изготовлена поддельным способом, а все отпечатки пальцев на пистолете, с помощью которого он якобы покончил с собой, были стёрты. Эта версия была поддержана создателями документального фильма «Курт и Кортни» (1998), который впитал в себя множество загадок. Например, один из участников фильма, вокалист группы The Mentors Эль Дуче, утверждал, что знает имя убийцы, и вскоре погиб под колесами поезда, что подогревало интерес к этому делу.

Почему члены Клуба 27 стали идолами

В своей работе «Романтизируя рок-музыку» искусствовед и философ Теодор Грацик проводит интересные параллели между романтизмом и роком. В литературе романтизма, от Гёте и Лермонтова до Гофмана и братьев Гримм, главные герои стараются не только выйти за рамки мира, но и ищут свободу, что неизбежно ведет к их гибели.

Философия рока наследует идеи бит-культуры — прямым потомкам романтиков, стремящихся достичь свободы через саморазрушение, в том числе с получением наркотиков. Известный роман Керуака «В дороге» считается программным текстом рок-бунта. Герои в нем пытаются сбежать от реальности, исследуют пограничные состояния психики и презирают всё материальное.

С тем же самим столкнулись музыканты 1960-х — 1970-х годов. По словам музыкального критика Эда Ледшема, в отличие от звезд, которые находились на предыдущем этапе, они позиционировали себя как аутсайдеры. Действительно, ни Хендрикс, ни Джоплин, ни Моррисон, ни другие не стремились к коммерческому успеху, а, напротив, ставили свободу выше всего. Это подогревало восхищение общественности и выставляло их в свете кумиров. Таким образом, следуя из изоляции, поклонение кумиров стало почти религиозным, как отмечает Эд Ледшем в журнале Drowned In Sound.

Основатели группы The Doors заявляли, что романтизм бит-культуры — это их ключевое вдохновение. «Если бы не это, нас бы не существовало. Мы обязаны ей чувством свободы, духовности, интеллектуальности», — говорил клавишник группы Рэй Манзарек. Название группы «The Doors» было взято из известного эссе Олдоса Хаксли «Двери восприятия», где автор делится своим опытом употребления психоделического наркотика мескалина. Исполнители считали это одним из важных способов очистить разум, достичь свободы и заглянуть в глубины своего подсознания. То же самое относилось и к их музыке — психоделическому року. В 1960-е годы наркотики и рок-музыка объединились, создавая новую контркультуру и бросая вызов нормам общества, как утверждает критик искусства Райан Мур в журнале «Контркультура».

Некоторые песни The Doors подчеркивают тему саморазрушения. Например, «Light My Fire» были даже обратно запрещены на телевидении за пропаганду наркотиков. Другие композиции, такие как «The End», намекают на существование потустороннего мира. Некоторые песни, такие как «5 To 1» и «The Unknown Soldier», открыто осуждают войну во Вьетнаме, против которой выступала вся контркультура.

Бунтарская прописка романтизма и рок-музыки проходит через биографию Моррисона: его затяжная наркозависимость, конфликты с полицией из-за алкогольных скандалов на публике, аресты за хулиганство на концертах. Однажды музыкант настаивал на том, что якобы убил своего одноклассника во время школьной поездки и похоронил его в пустыне. Эта история оказалась выдумкой. Друзья Моррисона вспоминали, что он постоянно обсуждал смерть и обожал слухи о том, что он мог уйти из жизни. Именно это объясняет такое количество теорий о его уходе, в том числе и версия об инсценировке смерти.

Запутанные конспирологические теории, плотно сросшиеся с биографией членов Клуба 27, имеют важную отсылку к романтизму. Здесь стираются границы между реальным и вымышленным. По мнению автора книги «Романтизируя рок-музыку» Теодора Грацика, фанатов рок-звёзд на самом деле не волнует, насколько правдивы те или иные истории. Их кумиры становились персонажами, что способны на обожествление. Неудивительно, что рок-звёзды привлекают к себе мистические теории. Например, среди поклонников Роберта Джонсона популярна ассоциация его песен «Cross Road Blues» и «Hellhound on My Trial» с легендой о продаже душ дьяволу — это вполне укладывается в рамки романтизма. Эффект усиливается тем, что о настоящей жизни исполнителя известно крайне мало, кроме фактов о его зависимости от алкоголя и его исключительном таланте.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий