Соседи не могли слышать крики Натальи Ветлицкой, так как композитор, предварительно, включил музыку на очень высокой громкости. Павел Смеян начал проявлять грубость, избивая ее, вырывая волосы и швыряя по полу. Певице удалось с невероятными усилиями вырваться и покинуть квартиру. Она заметила, что ее выставили на улице, и в desperation обратилась за помощью к соседям, которые в итоге вызвали полицию.
Павел Смеян – биография, фото, личная жизнь, песни
Павел Смеян, известный советский и российский артист, ушел из жизни 10 июля 2009 года в возрасте 52 лет. Причиной его смерти стало тяжелое онкологическое заболевание. Смеян, Павел Евгеньевич, посвятил свою жизнь музыке, и в его репертуаре можно было услышать такие хиты, как «Непогода», «Ветер перемен», «Тридцать три коровы» и многие другие.
Для россиян среднего и пожилого возраста имя Павла Смеяна знакомо и дорого. Хотя не все знают его лицо, его неповторимый голос звучал в таких запоминающихся песнях, как «Непогода», «Тридцать три коровы», «Ветер перемен», «Ралли» и других. В июле 2019 года исполнилось 10 лет с момента его кончины, оставившего богатое музыкальное наследие. Далее рассмотрим, как жил, рос и трудился Павел Смеян, и обстоятельства его смерти.
Детство и юность
Павел увидел свет 23 апреля 1957 года в Москве, где появился на свет вместе с братом-близнецом Александром. Судя по семейным снимкам, братья были абсолютно идентичны друг другу. Их родители, Евгений Петрович и Галина Александровна Смеян, работали в мире кино: отец был сотрудником Совэкспортфильма, а мать работала главной администраторкой на Мосфильме.
На фото: певец Павел Смеян.
Помимо общеобразовательной школы, он также получил музыкальное образование в классе духовых инструментов. После 9 класса юноша уехал в Ленинград и попытался поступить в мореходное училище, но вскоре передумал. Вернувшись в столицу, он стал студентом эстрадного отделения музыкального училища имени Гнесиных, выбрав класс саксофона. Во время учебы Павел освоил множество инструментов, включая флейту, трубу, альте, гитару и клавишные. В его музыкальных предпочтениях оказались и такие рок-группы, как Deep Purple и Led Zeppelin.
Александр Смеян, брат-близнец Павла Смеяна
После службы в армии Павел тайно принял православное крещение, соблюдал посты и регулярно посещал богослужения. В 1977 году вместе с братом Александром прошел прослушивание в ВИА «Виктория», став одним из вокалистов. Эта рок-группа вскоре приобрела популярность, и ее сравнивали по известности с такими коллективами, как «Машина времени» и «Високосное лето». После года, проведенного в гастрольной жизни, группа «Виктория» оформилась как сотрудники филармонии, а затем перешла в Росконцерт.
Музыка
С 1980 года Павел Смеян начал свою карьеру в рок-коллективах «Воскресение» и «Фестиваль». В это время братья Смеяны приняли предложение Криса Кельми и начали выступать в театре Ленком, создав группу, получившую название Рок-ателье. Молодые музыканты участвовали в постановках театра под руководством Марка Захарова «Тиль» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В конце 1980 года, к сожалению, родной брат Александра трагически погиб. Обстоятельства его смерти оставили множество вопросов: по версии следствия, он покончил с собой, однако семья с этой версией не согласилась. Павел в своих интервью отмечал, что всегда чувствовал себя вторым номером рядом с братом, стараясь следовать за его выдающимся талантом. Это печальное событие вызвало новую волну творческой активности у Павла, но также оставило глубокий след на его психоэмоциональном состоянии.
В 1981 году Павел, отвлекающийся от тяжких переживаний, получил роль Сочинителя в спектакле «Юнона и Авось» на музыку композитора Алексея Рыбникова. На репетициях он помогал Николаю Караченцову, исполнявшему главную роль, вытягивая за него высокие ноты, что стало важным аспектом постановки. После успешной премьеры была записана аудиоверсия спектакля, в которой все мужские партии исполнил именно Павел. Его песня «Я тебя никогда не забуду» стала настоящим хитом начала 80-х и завоевала популярность у зрителей.
В 1982 году голос Павла Смеяна звучал в фильме «Трест, который лопнул», где по рекомендации Николая Караченцова он исполнял песни Максима Дунаевского. Фильм приобрел зрительскую любовь благодаря хорошо подобранному саундтреку.
Через год музыкальный карьерный путь Павла сопровождается знаковым проектом – фильмом «Мэри Поппинс, до свидания», где ему выпала партия Роберта Робертсона. Этот мюзикл стал важной вехой в его карьере. Павел исполнил сольно знаменитые песни «33 коровы» и «Непогода», а также записал дуэтом с Татьяной Ворониной хит «Ветер перемен».
В последствии, после успешной работы над мюзиклом Павел продолжил сотрудничество с Мосфильмом, где он исполнил вокальные партии в нескольких десятках проектов советского периода, включая такие фильмы, как «Поезд вне расписания», «Валентин и Валентина» и «Новогодний романс».
Голос Павла Смеяна также можно вспомнить в музыкальном сопровождении мультфильмов «Домовые, или Сон в зимнюю ночь», «32 декабря», «Пес в сапогах» и «Парадоксы в стиле рок», при этом он в двух последних анимационных картинах выступил как композитор.
В 1984 году Павел покинул театр «Ленком» и начал новую карьеру в Государственном эстрадном оркестре РСФСР имени Леонида Утесова, руководимом Дунаевским. В 1985 году в этот ансамбль добавился коллектив «СВ», который также включал в себя и самого Павла.
Первый сольный альбом Павла считается виниловый «Апостол № 1», однако реальное авторство принадлежит группе «Апостол», в которой сам Смеян не только пел, но и играл на клавишных и саксофоне. В этой группе к нему присоединились гитарист Максим Непомнящий и басист Владимир Тихоненков.
В 1987 году состоялась премьера рок-оперы «Лора Квинт Джордано», в которой Павел исполнил партию графа Мочениго. Главной звездой этой постановки стал Валерий Леонтьев, который выходил на сцену сразу в трех образах: шута, Сатаны и Джордано Бруно. Постановка получила положительные отзывы от зрителей и критиков, в частности, она была отмечена Анни Жирардо.
В то же время Павел принимал участие в создании клипа на песню «Замыкая круг», который был показан на Центральном телевидении в новогодний вечер 1988 года. Эта запись собрала лучших советских вокалистов, включая таких исполнителей как Крис Кельми, Александр Градский, Жанна Агузарова и многих других, всего 20 артистов.
Фильмы
В кино голос Павла звучал гораздо чаще, чем его лицо, но иногда он появлялся и на экране. В телефильме «Юнона и Авось», снятом в 1983 году, ему досталась роль главного Сочинителя, что стало своеобразным продолжением его театральной карьеры, зафиксированной в Ленкоме. Позже, в ремейке этого спектакля в 2004 году, у Павла была возможность вновь сыграть первого солиста.
В 1992 году Смеян снялся в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Съемочный процесс проходил как в СССР, так и в России. Интересные истории связаны с этой картиной, так как именно в ней была благодарность в адрес Дональда Трампа, что стало поводом для споров и слухов, когда миллиардер баллотировался на пост президента США.
В 2008 году Павел появился в одной из серий мелодрамы «Автобус», где сыграл персонажа по имени Ложкин, однако данная работа осталась почти незамеченной зрителями, несмотря на живописные места, которые показывались в фильме.
Хулиганили и выпивали
По соседству с Павлом жил Сергей Шевкуненко, славившийся главными ролями в фильмах «Кортик» и «Бронзовая птица». По воспоминаниям Павла, Сергей был заводилой дворовой компании, охотно затеявшим шалости с друзьями. Он привел компанию к рынку, полному персиков, и первым привнес в их жизнь портвейн. Это продлилось до момента, когда Шевкуненко оказался в тюрьме, о чем сообщал «Новый очаг».
Павел же не имел склонности к пропускам в общеобразовательной школе, однако с удовольствием учился музыке. Ему было интересно открывать тайны создания таких музыкальных шедевров, как у Баха и Глинки. Павел поддерживал свою точку зрения, что Глинка был первым рокером, бунтуя против стереотипов своего времени, тогда как Чайковский казался ему скорее представителем легкой музыки. Он также с удовольствием слушал музыку The Beatles и других зарубежных исполнителей, которая шла на контрабандных пластинках.
Подальше от казармы
С юных лет было ясно, что жизнь Павла будет связана с музыкой, но на какое-то время он решил поступить в мореходное училище. Видимо, на это повлияло романтическое стремление к приключениям. Он успешно сдал экзамены, но, как только почувствовал, что его ждет армейская жизнь, сбежал домой. Но избежать армии ему не удалось, и в 18 лет его призвали на срочную службу, где он оказался в музыкальной роте, так что не расставался с музыкой ни на день. После армии он окончил Гнесинку, где освоил не только саксофон, но и другие инструменты, такие как бас-гитара и клавишные.
Молодые братья Смеяны носили длинные волосы и модные джинсы с разнообразными аппликациями, чтобы выделяться на фоне других. Не потому что они были хиппи, а просто потому, что это помогало им выразить себя. Ситуация обязывала: близнецы играли рок в группе «Виктория». Однажды Павел попал в неприятности с милицией — в 1972 году его задержали прямо у подъезда. Заместитель начальника угро, будучи в нетрезвом состоянии, отвез их в отделение, где они провели ночь в ужасных условиях. Павел потом вспоминал, что его мама долго восстанавливала его здоровье.
В 70-е рокерам жилось сложно. На полуподпольные концерты группы «Високосное лето» или «Машины времени» могло нагрянуть милицейское начальство, забирая музыкантов. Многие музыканты были вынуждены официально трудоустраиваться в филармонии или Росконцерте, иначе им грозила ответственность за тунеядство и запрет на выступления.
Выступление на сцене Ленкома
Павла Смеяна справедливо считали одним из самых талантливых музыкантов своего времени. Он владел множеством инструментов, включая бас-гитару, флейту и саксофон. По словам Криса Кельми:
Он был одним из лидеров Рок-ателье, автором множества песен. Паша был великолепным музыкантом. В группе работал также его брат, и после его смерти он стал вокалистом. Могу сказать, что работать с ним было непросто, у него было столько внутренней энергии и силы, что иногда мы конфликтовали. Но как же без этого?
Но на самом деле, Паша был очень талантливым человеком, и мы всегда находили какой-то компромисс. В 80-е годы мы стали одной из самых самобытных команд, у нас был свой уникальный стиль. Многие ушли в рок, а мы пытались совместить разные музыкальные направления, включая элементы джаза. Все это сформировалось благодаря Паше Смеяну… Кроме экспериментов с музыкой, мы также привлекали внимание зрителей постановками, разыгрываемыми на концертах, что давало нам статус театрального рок-ансамбля.
В 1981 году Павел Смеян был приглашен на роль в спектакле «Юнона и Авось». Участие в этой постановке стало важнейшим событием его карьеры. Он сыграл Сочинителя благодаря вниманию к его таланту со стороны режиссера Марка Захарова. Музыку к спектаклю написал Алексей Рыбников, а его премьера прошла с огромным успехом. Во время репетиций Павел обучал Николая Караченцова вокалу и, когда Караченцов не мог взять высокие ноты, помогал ему в этом.
После успешной премьеры было принято решение записать аудиоверсию спектакля, где он исполнил все мужские вокальные партии. Несмотря на успех на театральной сцене, Павел не считал себя актером и не стремился на эстраду или в кино. В интервью он говорил:
Мне неинтересно стремление поп-исполнителей быть всегда на виду, занять во что бы то ни стало место под солнцем. Это ужасный мир, полном интриг, лицемерия и лицемерных улыбок. Зачем мне, человеку из рок-мира, клониться в этот ограниченный мир, в котором царят только человеческие страсти?…
Прославленный голос из фильма Мэри Поппинс
Павел Смеян главным образом запомнился зрителям как исполнитель песен для кинофильмов. В 1980 году на экраны вышел фильм «Трест, который лопнул», где впервые прозвучал его голос. Он также сочинял и исполнял песни для различных фильмов:
- На Дерибасовской хорошая погода…;
- Я ей нравлюсь;
- Военно-полевой роман;
- Валентин и Валентина, и другие.
Павел признавался, что сам не мог точно подсчитать количество фильмов, в которых звучали его песни, так как их становилось все больше с каждым годом.
Иногда даже известные режиссеры забывали указать его фамилию в титрах их фильмов. Павел поделился в интервью:
…Порой мою фамилию и вовсе не упоминали в титрах. Это даже забавно: однажды я сказал Петру Тодоровскому: «Петр Ефимович, я тот, кто пел в вашем военном романе песню «Городок провинциальный». Он был сильно удивлен и признался, что не знал об этом…
На телевидении Смеян успешно работал исполнителем и ведущим в рядах популярных программ, таких как «Шире круг!», «Утренняя почта», «Новогодний огонек», «Старый телевизор», но на эстраду он так и не решился выйти. Песни из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» стали настоящими хитами, и их пела вся страна.
В 1980 году Павел Смеян познакомился с композитором Максимом Дунаевским. Они начали совместную работу над созданием фильма о волшебной няне Мэри Поппинс, где все мужские партии исполнил Смеян. На эту запись настаивал Николай Караченцов. Критики положительно оценили фильм, и зрителям он также пришелся по душам.
Он также озвучивал роль Мистера Эй, которую исполнял эстонский актер Лембит Ульфсак. Павел исполнил песни «Непогода», «Тридцать три коровы», «Лев и брадобрей» (в дуэте с Татьяной Ворониной, с участием Светланы Степченко), а также «Ветер перемен» (также в дуэте с Татьяной Ворониной, с участием Светланы Степченко).
Творческий путь
Павел родился 23 апреля 1957 года в Москве. Ему повезло – он родился вместе с братом-близнецом Александром. Родители ребят работали в киноиндустрии: отец — в Совэкспортфильме, а мать долгие годы занимала пост главной администраторки на Мосфильме.
В будущем голос Мэри Поппинс, до свидания, получил диплом музыкальной школы в классе духовых инструментов. После окончания 9-го класса он отправился в Ленинград, рассчитывая стать моряком и поступить в мореходное училище, но почти сразу же передумал и вернулся в столицу. Вскоре после этого он решил посвятить свою жизнь музыке, успешно сдав вступительные экзамены на эстрадное отделение училища имени Гнесиных. Во время учебы
Смеян освоил игру на нескольких инструментах: он играл на трубе, флейте, альте, гитаре и клавишных.
Вернувшись с военной службы, Павел тайно принял крещение, соблюдал посты и посещал церковные службы.
С 1980 года он начал выступать в составе двух рок-ансамблей: «Воскресение» и «Фестиваль». В то же время братья работали в театре Ленком по приглашению Криса Кельми.
В 1980 году брат-близнец Павла, Александр, трагически погиб. Существует мнение, что он покончил с собой, жалким образом забрав себя. Однако члены семьи Смеян были не согласны с данной версией.
Спустя год после потери, в 1981 году, Павел смог сгладить свой горе и сосредоточиться на своей карьере, приняв участие в постановке «Юнона и Авось», где работал рядом с Николаем Караченцовым, исполняя высокие ноты в партиях, когда требовалось. Премьера спектакля была встречена с восторгом, что принесло Павлу популярность и славу. Вскоре была выпущена аудиоверсия, где Павел исполнил все мужские вокальные партии. «Я тебя никогда не забуду» — так называется песня Павла, вошедшая в сердца зрителей 80-х годов.
В 1982 году голос артиста прозвучал в спектакле «Трест, который лопнул». Далее его успехи следуют один за другим, и замечательный проект «Мэри Поппинс, до свидания», где он сыграл Роберта Робертсона и исполнил много любимых мелодий: «33 коровы», «Непогода» и главный хит – «Ветер перемен». После успеха фильма Павел продолжил работать на Мосфильме.
Голос Павла наложен на многих персонажей в фильмах, таких как «Новогодний романс» и «Поезд вне расписания».
В 1993 году артист уехал в Валаамский монастырь и стал послушником. Однако через год вернулся в Ленком, не из какой-либо стремительности быть вновь на сцене, а скорее из-за необходимости поддержать свою мать.
В 1990-х годах Смеян одновременно продюсировал музыкальную группу «Черный кофе», где активно выступал. В 2001 году он записал сольный альбом «Актер и песня» и часто выступал на концертах с мэтрами эстрады, такими как Евгений Дога, Максим Дунаевский и другие.
В 2008 году Павел снялся в эпизоде «Автобус», где исполнил роль Ложкина. Однако фильм не произвел значительного впечатления на зрителей.
Личная жизнь
Павел дважды пытался построить свою личную жизнь. В первый раз его избранницей стала Наталья Ветлицкая, но их брак продолжался всего три года. После этого музыкант провел пять лет в гражданском браке с Викторией Сорокиной, актрисой кукольного театра, однако их роман быстро завершился.
В 1996 году Павел женился на Людмиле — экс-артистке мюзик-холла Санкт-Петербурга. В начале 2009 года у них родился сын, получивший имя Макарий. К сожалению, радость отцовства была недолгой. С конца 2008 года здоровье артиста стало ухудшаться — на протяжении многих лет он страдал от болей в желудке, но не обращал на это внимания. В конечном итоге свирепый рак поджелудочной железы прервал его жизнь 10 июля 2009 года после сложной операции, и тело артиста похоронили рядом с отцом и братом на Хованском кладбище в Москве.
2008 — Автобус
2003 — Новогодний романс
2002 — Юнона и Авось
1992 — Ваш выход, девочки
1992 — На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди
1991 — После того, как (короткометражка)
1989 — Два богатыря (короткометражка)
1988 — 32-е декабря (короткометражка)
1987 — Домовые, или сон в зимнюю ночь (короткометражка)
1987 — Молочный Нептун
1986 — Они и мы
1983 — Юнона и Авось
1983 — Мэри Поппинс, до свидания
1982 — Трест, который лопнул