Светлана Алексеевна Карпинская

Первой супругой Светланы Карпинской был начинающий актер по имени Дмитрий. Его карьерный путь не складывался, что вызывало у него зависть к успехам жены. Это негативное чувство стало катализатором проблем в их браке. В конечном итоге, мечты Дмитрия о карьере артиста так и остались лишь мечтами. К счастью, у него было филологическое образование, что позволило ему найти себе занятие. После пяти лет совместной жизни пара разошлась.

Актриса одной роли: Светлана Карпинская так и осталась Девушкой без адреса

После выхода фильма «Девушка без адреса» Светлана Карпинская мгновенно стала известной. Однако, к сожалению, эта роль так и осталась самым ярким достижением в её карьере. В этой статье мы расскажем, что стало причиной разрыва её брака, а также о том, почему она больше никогда не вышла замуж, даже за известного актера, от которого у неё родилась единственная дочь. Мы вспоминаем Светлану Карпинскую в 85-ю годовщину её рождения.

В судьбе Светланы Карпинской было множество поворотов, которые могли бы изменить её жизнь. Она снялась в фильме Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», но по непонятным причинам после этого режиссер больше не предлагал ей роли. Она испытывала чувства к известному актеру, звезде фильма «Вертикаль», но не стала его супругой. Светлана играла в театре и снималась в кино, однако образ отчаянной Кати Ивановой, «девушки без адреса», так и остался её самой заметной ролью.

Толстенькая, с косой

Света с ранних лет была примером положительной девочки: она хорошо успевала в школе, много читала. Родители, которые работали учителями в Ленинграде, никогда не давили на неё, не ругали, так как оснований для этого не было. В интервью журналу «7 дней» Светлана вспоминала: «Я была толстенькой, с косой, носила очки и очень много читала». Никто даже не подозревал, что Света мечтает стать актрисой. Она никому не рассказывала о своих мечтах и сама сомневалась в их осуществимости, поэтому, когда настало время, она подала документы в журналистский факультет. Однако её не приняли, поскольку у неё не было ни одной публикации. В результате, Светлана поступила на филологический факультет, а в свободное время посещала драматическую студию. Именно там её преподаватель сказал ей, что у неё есть талант.

После третьего курса Светлана вместе с родителями проводила время на Валдае. Именно там ей пришла телеграмма: её пригласили участвовать в съемках фильма «Девушка без адреса». На тот момент Эльдар Рязанов уже стал известным благодаря фильму «Карнавальная ночь», и участие в его новом проекте обещало стать удачным шансом для Светланы. Съемки длились полгода.

Светлану в процессе съемок полили холодной водой в декабре! В качестве профилактики простуды ей предложили бутылку коньяка. Однако двадцатилетняя девушка никогда ранее не пробовала алкоголь и просто не могла его пить. В результате, она заболела ангиной. Температура поднялась, и несмотря на её состояние, сниматься надо было. В ту пору её спас Эраст Гарин. Светлана, с трудом добравшись до студии на троллейбусе, попала под его пристальное внимание, когда тот попытался проверить её здоровье. Он пощупал её горячий лоб и устроил всем скандал, восклицая: «Погубите девчонку!». После этого Карпинскую отпустили домой, чтобы она могла лечиться. Как позже признавалась сама актриса в интервью журналу «7 дней»: «Я поняла, что кино – это жестокая вещь. На съемках тебя выжимают до последней капли, а потом с легкостью отбрасывают».

Девушка без адреса

Фильмы

После увольнения из средней школы в 1954 году Светлана Карпинская поступила в Ленинградский Государственный университет на филологический факультет.

Свою первую роль она сыграла в музыкальном фильме Герберта Раппапорта «Поддубенские частушки», где исполнила образ птичницы Наташи из подмосковного села Поддубны, что стало ярким событием в её начале карьеры.

Светлана Карпинская в молодости

В 1957 году состоялось знаковое событие в жизни Светланы Карпинской, когда её пригласили на главную роль в фильме «Девушка без адреса» Эльдара Рязанова.

«Девушка без адреса» – это комедия, в которой повествуется о приключениях молодого строителя Павла Гусарова, который влюбился в свою попутчицу Катю Иванову во время поездки в поезде. Однако при выходе на перрон Московского вокзала герой теряет девушку из виду. Сюжет основан на его смешных и запутанных приключениях в поисках любимой. Главную роль сыграл Николай Рыбников, тогда уже довольно популярный актер. В фильме также снимались такие известные актеры, как Эраст Гарин, Юрий Белов, Зоя Федорова, Рина Зеленая и Сергей Филиппов.

Светлана Карпинская в фильме

Премьера фильма состоялась 8 марта 1958 года. Несмотря на то что Рязанов впоследствии обозначил эту комедию как свою самую слабую работу, она была воспринята зрителями с большим энтузиазмом и быстро разошлась на цитаты. Одна из самых запоминающихся фраз из фильма:

С течением времени Эльдар Рязанов планировал снова работать с Карпинской в фильме «Берегись автомобиля», но, к сожалению, старший партнер по съемкам — Иннокентий Смоктуновский — выглядел слишком взрослым по сравнению с молодой артисткой, и в итоге роль досталась Ольге Аросевой. Смоктуновский проявлял знаки внимания к Карпинской и часто провожал её до дома, что оставило у Светланы только приятные воспоминания.

Светлана Карпинская в фильме

После успеха в «Девушке без адреса» Светлану Карпинскую снова приняли на второй курс Ленинградского государственного института театра, музыки и кино, где она училась под руководством Бориса Вульфовича Зона.

В 1961 году вышел новый фильм с её участием — «Командировка» режиссера Юрия Егорова, где актриса сыграла в дуэте с Олегом Ефремовым, известным актером, получившим признание за роли в произведениях, таких как «Живые и мертвые», «Три тополя на Плющихе» и «Берегись автомобиля». Сюжет «Командировки» заходит в колхоз, где инженер-конструктор Михаил Щербаков (в исполнении Ефремова) приезжает проверить работу своего нового изобретения и знакомится с работницей пасеки по имени Клава. Съёмки их отношений занимают всё больше времени, и ситуация становится напряженной.

Это интересно:  Злой рок семьи Ульяновых. Как сложились судьбы братьев и сестёр Ленина

Светлана Карпинская и Олег Ефремов

На съемочной площадке между Светланой Карпинской и Олегом Ефремовым возникли сложные отношения. В одном из интервью актриса отметила, что, по её мнению, Ефремов ей не понравился.

Следующая успешная работа — «На всю оставшуюся жизнь». Это черно-белый телевизионный фильм, основанный на повести Веры Пановой «Спутники», снятый Петром Фоменко в 1975 году. Киноповесть была приурочена к 30-летию победы в Великой Отечественной войне, и рассказывает о самоотверженном труде санитарного поезда, известного в народе как «поезд милосердия».

Светлана Карпинская в фильме

Театр

В 1963 году Светлану Карпинскую пригласили в Ленинградский театр комедии имени Николая Павловича Акимова, и она провела там пять десятилетий. В 1970 году Георгий Александрович Товстоногов пригласил её в БДТ, но после четырёх лет она вернулась обратно в ЛТК.

Светлана Карпинская в театре

В течение своей карьеры в театре ей посчастливилось работать с рядом великих режиссеров, таких как Петр Фоменко, Роман Виктюк, Юрий Аксенов и Николай Акимов. Светлана сыграла в таком количестве спектаклей, как «Лес», «Этот милый старый дом», «Льстец», «Двенадцатая ночь», «Синее небо, а в нем облака», «Акселераты», «Тень».

В 2004 году ей была вручена медаль ордена За заслуги перед Отечеством II степени. С 1986 года Карпинская носит звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 2009 получила звание Народной артистки России.

Натянутые отношения с Рязановым и проблемы на съемках

Отношения между актрисой и режиссером были довольно напряженными. Возможно, на это повлияло давление, исходящее от окружающих. Рязанов старался сдерживать свои негативные эмоции и недовольство по отношению к Карпинской, однако её не покидала обида, которая длилась многие годы. Оказавшаяся главной трудностью, роль в её фильмографии привела к травматическому опыту.

Актриса долго вспоминала, что Рязанов запретил гримерам наносить ей макияж, а костюмеры были вынуждены одевать её в простую одежду. Такое неоднозначное отношение со стороны режиссера стало загадкой не только для Светланы, но и для её коллег по съемкам. Актриса вспомнила, как, когда она была одета в непривлекательные наряды и на голову повязали косынку, Николай Рыбников не удержался и воскликнул:

Ты что делаешь? Девка красивая, смотри какие волосы роскошные! Зачем ты её уродуешь?

Это было не единственное недоразумение на съемках. Например, во время одной из сцен, где актрисе необходимо было сидеть под проливным дождем на скамейке, Светлана заболела ангиной и провела два месяца на больничном. Съемки проходили в декабре при минусовой температуре, и её облили водой из шланга. Чтобы не допустить простуды, Рязанов распорядился дать ей коньяк в качестве согревающего средства, хотя актриса никогда прежде не пила алкоголь.

Но я же не пью, поэтому заболела жуткой фолликулярной ангиной. Меня вызывают на съемки. Жалуюсь на горло – ничего не знаем, приезжайте. Я села в троллейбус и притащилась в студию, – вспоминала Карпинская.

Эраст Павлович Гарин заступился за актрису, увидев, что она не в форме, потрогал её лоб и воскликнул: «Сволочи! Что же вы делаете? Решили погубить девчонку?». После этого Рязанов пошёл навстречу и разрешил Карпинской взять больничный.

В целом, Светлана чувствовала себя недооцененной. Отношение к ней было таким, что во время съемок её поселили не в гостинице с остальными участниками, а в квартире с неизвестной женщиной. Ей не предоставляли машину для поездки домой, и в целом к ней относились как к нелюбимому ребенку – в то время как она была главной звездой проекта.

Светлана с горечью вспоминала то время и отзывалась о работе в кино крайне негативно:

Сначала тебя выжимают без остатка, а потом выбрасывают, как ненужную вещь, – говорила актриса.

Несмотря на все трудности и пренебрежительное отношение режиссера, фильм добился значительного успеха. На Светлану Карпинскую обрушилась волна народной любви: в адрес студии приходили множество писем от поклонников, её узнавали на улицах и подходили за автографами. Тем не менее, актрису по-прежнему не покидало недовольство своей ролью, и она избегала просмотра своих сцен на экране. Лишь много лет спустя она признала, что фильм получился неплохим.

Когда была молодой, я вообще не могла видеть себя на экране. Затем, подрастая, поняла, что, вроде бы, ничего… В этом фильме есть и сердечная грусть, и прозрачность, и безнапряжная чистота, и лиризм. У героини, моей персонажа, есть чувство собственного достоинства, – вспоминала Карпинская.

Мне ближе театр

После такого успеха Светлана была сразу же принята на второй курс Ленинградского института театра, музыки и кино, параллельно оставаясь на заочном отделении филологического факультета. Получив диплом актрисы, она предпочла сцену театра – там она действительно могла проявить свои таланты, в то время как её наиболее заметная роль на экране оставалась «Девушкой без адреса».

В 1963 году Карпинская приступила к работе в Театре комедии, которому посвятила целых пятьдесят лет. Артистка выбрала театр также потому, что в кино ей чаще предлагали незначительные роли, такие как «девочки-припевочки». В театре же она смогла полностью раскрыться как артистка классического репертуара. Случались, конечно, возвращения на экран. Одной из ярчайших работ стала роль медсестры Фаины в телевизионном фильме «На всю оставшуюся жизнь» режиссера Петра Фоменко. Актриса отмечала, что её героиня обладала чертами характера, напоминающими ей Катю Иванову – независимостью и остроумием.

Театральные подмостки

В 1963 году Карпинская становится актрисой Ленинградского театра комедии имени Н.П. Акимова, где блистала на протяжении пятидесяти лет. Был лишь один небольшой перерыв: в 1970 году её пригласил работать Георгий Товстоногов в БДТ, однако в 1974 году она вернулась в родные пенаты.

Это интересно:  Целуемся у подъезда. Семейные тайны Сергея Маковецкого

На протяжении долговременной карьеры в театре ей повстречались знаменитые режиссеры, такие как Петр Фоменко, Роман Виктюк, Юрий Аксенов и Николай Акимов, а также множество спектаклей, включая «Лес», «Этот милый старый дом», «Льстец», «Двенадцатая ночь», «Синее небо, а в нём облака».

Светлана Алексеевна Карпинская

В 1986 году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, в 2004 — медаль ордена За заслуги перед Отечеством II степени, а в 2009 году Светлане Карпинской было вручено звание народной артистки России.

Личная жизнь

Первого мужа Светланы звали Дмитрий. Он также был начинающим актёром, но не столь успешным и талантливым, как его красавица-жена. Дмитрия не снимали и не приглашали в театр, что сильно оживляло его недовольство. Его карьера так и не начала развиваться, и он вскоре покинул профессию, оставшись без результатов. В дальнейшем он работал по своей второй специальности — филологом. Их брак продлился всего пять лет до развода.

Светлана Карпинская личная жизнь

Второго мужа, Геннадия Воропаева, она встретила, когда всё еще была замужем. Их знакомство произошло на съемках фильма «Тень», где Светлана исполнила роль принцессы, а её новый возлюбленный — роль ученого. Оба были тогда уже в статусе разводящихся. Геннадий стал четвёртым мужем Светланы.

Ранее он был женат на литовской актрисе Т. Ионас, балерине А. Осипенко и актрисе Н. Ургант. Последняя не смогла терпеть постоянные пьянки Воропаева и выставила его за порог, хотя их брак продлился 7 лет.

Светлана и Геннадий прожили в гражданском браке, однако их жизнь нельзя назвать совершенно счастливой. Геннадий был сильно увлечен женщинами и часто изменял Светлане. Между ними регулярно возникали конфликты, расставания, но вскоре они снова сходились, так как Светлана была безмерно влюблена в него. Актриса с горечью вспоминает, как однажды она прибыли в горы, чтобы навестить мужа на съемках фильма «Вертикаль». Она провела с ним всего один день и вернулась тем же вертолетом, в то время как Геннадий вскоре уже завел новую знакомую из числа альпинисток, о чем Светлана узнала позже.

Их окончательный разрыв произошёл, когда Светлана была беременна их общим ребенком. У них родилась дочь Катя, но отца это совершенно не интересовало. Он даже не пришёл в роддом, и с этой горечью ей пришлось жить долго, вплоть до его кончины. Простила она его только в тот момент, когда провожала его в последний путь.

Дочь Светланы, Екатерина, счастлива в браке и у неё двое сыновей — Алексей и Михаил.

Светлана Карпинская

Светлана Карпинская фотографии

16 сентября 1937 года в Ленинграде — 18 февраля 2017 года в Санкт-Петербурге.

Заслуженная артистка РСФСР (14.04.1986).
Народная артистка России (6.02.2009).

Талант Светланы проявился довольно рано. В день своего шестнадцатилетия она, занимаясь в драматической студии ДК имени Кирова, прочитала стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье». Это выступление произвело фурор, и известный актер и педагог Лев Владимирович Шостак предложил ей главную роль в спектакле «Фабричная девчонка» по пьесе Володина. Это стало её первым серьёзным театральным опытом. Тем не менее, после окончания школы Светлана поступила на филологический факультет Ленинградского университета. В то время Эльдар Рязанов уже готовился к съемкам своего нового фильма «Девушка без адреса». Первоначально другая актриса пробовалась на главную роль, но по каким-то причинам ей не подошли. Рязанову предложили обратить внимание на Карпинскую, и её стали приглашать без предварительных пробы!

Успех «Девушки без адреса» внёс заметные изменения в её жизнь, и Борис Вульфович Зон без экзаменов зачислил её на второй курс Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

В 1961 году Светлана закончила театр и в том же году снялась в главной роли в фильме «Командировка» вместе с Олегом Ефремовым. В числе её самых ярких работ 1970-х годов была роль в телевизионном фильме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» по повести Веры Пановой «Спутники».

Куда чаще, чем в кино, Карпинская снималась на Ленинградском телевидении. Она участвовала в таких фильмах, как «Мертвые души», «Этот милый старый дом» и многих других сказках — «Захудалое королевство», «Царевич Проша», «Ослиная шкура» и многих других.

Известный режиссёр Александр Сокуров пригласил её в 2001 году на роль Марии Ильиничны в своем фильме «Телец», однако, опасаясь за свою внешность на экране, Светлана отказалась.

С 1963 года она стала актрисой Ленинградского театра комедии.

Среди её театральных работ: «Лес», «Этот милый, старый дом» — П. Фоменко; «Льстец» — Р. Виктюка; «Двенадцатая ночь», «Синее небо, а в нем облака» — Ю. Аксенова. Дважды на протяжении двадцати лет спектакль «Акселераты» пользовался популярностью во многих городах и селах. Однако самой известной стала её роль Принцессы в знаменитом спектакле Н.П. Акимова «Тень».

В начале 1970-х годов Карпинская сделала перерыв, чтобы поработать в БДТ по приглашению Товстоногова. Она смогла быстро влиться в коллектив. Однако спустя четыре года она поняла, что больше не получит выступлений и вернулась в родной театр.

Роли, сыгранные ею в театре: Принцесса в «Тени», Мария в «Двенадцатой ночи», Сонечка в «Синем небе, а в нём облаках», Юлия в «Мой милый, старый дом», Рита в «Цилиндре», Аэрин Моллой в «Сваха», леди Брэкнелл в «Как важно быть серьезным», Дарья Федосеевна Круглова в «Не всё коту масленица», Роза Александровна в «Ретро» и пани Оргонова в «Дамах и гусарах».

Светлана Алексеевна Карпинская

Медаль ордена За заслуги перед Отечеством II степени (29.10.2004).

фрагменты: На всю оставшуюся жизнь. Отрывок >>

Как показывает практика, иногда актеры становятся знаменитыми благодаря одной роли и остаются в памяти зрителей. Проходят годы, к ним добавляются новые работы в кино и театре, однако зрители по-прежнему помнят их только по той громкой роли, подобно примеру Светланы Карпинской, которая для многих навсегда останется девушкой без адреса.

Режиссер Борис Зон однажды сказал ей: «Карпиночка, вас ничему не надо учить. Вы — интуит с душой мимозовой». Знаменитый Василий Топорков взял её учиться в Школу-студию МХАТ сразу на третий курс, а Товстоногов пригласил её на работу в свой театр. Светлана была талантлива и красива, что не верилось, что экстравагантная женщина сыграла ту самую пухленькую простушку в смешном платочке, затерявшуюся в Москве. В этом году исполнилось тридцать лет с тех пор, как она пришла работать в Санкт-Петербургский Театр комедии имени Н.П. Акимова.

Это интересно:  Актер нашел грудную девочку в мусорном баке и вырастил звезду

В конце октября 2019 года театр отмечал свое 75-летие. На праздничном концерте присутствовала и Светлана Карпинская, которой вручили титул примадонны Театра комедии. Она блистала в ролях леди Брэкнелл в спектакле «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду, Дарьи Федосеевны Кругловой в «Не всё коту масленица» и пани Эльжбеты Органовой в «Дамах и гусарах».

Удивительно, но меня все еще узнают.

Музыкальную комедию «Девушка без адреса» Рязанов выпустил в 1957 году. Героиня Карпинской — Катя Иванова прославила 19-летнюю актрису на весь Советский Союз.

В прошлом году меня пригласили выступить в Москве на празднике города. Я ехала в троллейбусе, и вдруг какая-то женщина обращается ко мне: «Вы — девушка без адреса! Как я вас люблю!» Это же уму непостижимо! Меня до сих пор узнают, и прямо на эскалаторе в метро просят автографы и задают вопросы! Буквально несколько месяцев назад, во время фестиваля «Амурская осень» в Благовещенске, ко мне подошла женщина и попросила: «Можно я прикоснусь к легенде?» — после чего дотронулась до моего пальто. Я была тронутой таким вниманием. Это всегда приятно удивляет. Не будем говорить, сколько мне лет, но ведь и фильму уже столько лет… – удивляется Светлана Алексеевна. Судьба порой подбрасывает замечательные подарки. Фильм до сих пор жив, его часто показывают по телевидению, и, вероятно, даже мои правнуки будут его смотреть. Хотя меня поражает, что режиссер в своей книге назвал эту работу провальной. Возможно, я ему не нравлюсь? Так бывает. Но мне очень жаль изумительных актеров, которые также блестяще сыграли в этом фильме: Николая Рыбникова, Эраста Гарина, Сергея Филиппова, Зою Федорову и Рину Зеленую.

О том, что она талантлива, Светлана узнала в свой день рождения, когда ей исполнилось 16 лет. Она прочитала стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье» в небольшой драматической студии, после чего знаменитый педагог и актер Лев Владимирович Шостак сообщил ей, что она действительно одарена талантом.

Мне нравится, когда меня хвалят, и я тоскую, когда делают замечания. Я сама знаю о своих ошибках. Это был важный момент в моей карьере, после которого мне предложили главную роль в спектакле «Фабричная девчонка» по пьесе Володина. Таким образом, я с юных лет приучалась к большим ролям и почувствовала уверенность в себе и в своих способностях.

Я бросала мужчин, мешавших мне работать.

Когда «Девушка…» вышла на экраны, Светлана жила в типичной ленинградской коммуналке, и ей приходилось далеко не всегда легко — корпус был таким, что в ванной комнате пробиться было крайне сложно. Она часто шла в городскую баню, где могло быть много желающих: «Меня там узнавали: О, вы — девушка без адреса! Ужас какой-то!» – смеется сейчас актриса.

На антресолях у Светланы Алексеевны до сих пор лежит мешок писем, которые когда-то собирала её мама. В те времена она получала письма от поклонников, адресованные на киностудию пачками. Адрес был лишь один: «Москва. Мосфильм. Кате Ивановой». Возникло множество предложений для молодой актрисы. Один чиновник из Мосфильма посоветовал ей переехать с родителями в Москву и пообещал квартиру и роли, утверждая, что она талантлива и они будут писать сценарии только для неё. Возможно, это было наивно, но я не поверила ни единому слову. Я понимала, что для того, чтобы снимали только меня, нужен либо муж-режиссёр, либо сильный покровитель. Кроме того, я всегда была привязана к своему родному Санкт-Петербургу.

После выхода фильма «Девушка без адреса» Карпинская снялась в главной роли в фильме «Командировка» вместе с Олегом Ефремовым. За ней последовал фильм «На всю оставшуюся жизнь» Петра Фоменко, но затем её карьера затормозилась – это совпало с первым её браком. Её первый муж также был актером, но не достиг успеха, как молодая жена, поэтому стал противиться её съемкам. «Я всегда хотела совместить жизнь успешной актрисы с семейной жизнью. Однако я прожила с ним пять лет и, разумеется, бросила его. У меня такая манера: избавляться от мужчин, которые мешают мне работать», — делится она.

Также, будучи ещё замужем, Светлана познакомилась с Геннадием Воропаевым, своим вторым супругом. На момент их знакомства он также был в браке. Они сыграли в фильме «Тень», где Светлана была Принцессой, а Геннадий – Ученым. Воропаев славился как красивый и талантливый актер, и между ними пробежала искра, что стало взаимным. В их отношениях были как высокие, так и низкие ноты. У них родилась дочь по имени Катя, а теперь и внук по имени Алеша, хотя Геннадий уже покинул этот мир. Я очень жалею, что он не увидел своего второго внука Мишеньку.

Светлана хорошо выглядит, возможно, потому что никогда не испытывала сожалений или ненависти к другим. В своё время, устав мучиться с Воропаевым, она ушла в БДТ, получив приглашение от Товстоногова, когда одна из актрис не справлялась с ролью. Её не пугала роль 15-летней девочки, хотя ей было 27 лет. В БДТ она проработала почти четыре года, пока Товстоногов не вызвал её в кабинет и не объяснил, что в новом сезоне ей будет мало работы. Светлана спокойно приняла решение и вернулась в родной театр.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий