Народный артист СССР Владимир Зельдин ушел из жизни сегодня, дожив до выдающегося возраста в 101 год. По словам народной артистки РСФСР Людмилы Максаковой, которая снималась с Зельдиным в фильме «Десять негритят», он безукоризненно прожил свою жизнь.
Владимир Зельдин
Владимир Зельдин — это имя, которое стало символом целой эпохи, так как его жизнь охватывает целое столетие. За свою карьеру, актёр создал множество незабываемых образов как на театральной сцене, так и в кино. Несколько поколений зрителей смогли полюбоваться его талантом, а фильмы с его участием продолжают быть востребованными и по сей день. Память о народном артисте СССР навсегда останется в анналах искусства актерской игры.
Владимир Михайлович Зельдин появился на свет 10 февраля (28 января по старому стилю) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии, в русской семье. В их семье росло еще четверо детей, и будущий актер с братом и сестрами воспитывался в поддерживающей и творческой обстановке.
Отец, Михаил Зельдин, был музыкантом и дирижёром, играя на тромбоне, а мать занимала должность учительницы музыки. С самых ранних лет любовь к искусству передавалась детям, и все они обучались игре на различных музыкальных инструментах. Владимир умел играть на пианино, скрипке и трубе, что закладывало основы его музыкального образования.
Гражданская война заставила семью переехать в Тверь, где находилась родная тетя Зельдина. И именно там маленький Владимир впервые начал учёбу в школе, однако в 1924 году, после четвертого класса, семья вновь сменила место жительства и перебралась в Москву.
Семейное счастье и идиллия оказались недолгими — спустя пять лет после переезда отец скоропостижно скончался. Мать тоже не прожила долго после его смерти — она ушла из жизни через три года. На руках у 14-летнего Владимира остались лишь воспоминания, и, несмотря на все трудности, он не поддался негативному влиянию улиц. Юноша поступил в военизированную школу на Таганке, где царила строгая дисциплина и акцент на физическую подготовку.
После окончания обучения Владимир намеревался стать военным моряком, но планы были разрушены из-за плохого зрения. В поисках занятия он устроился на слесарный завод.
Именно там он впервые вышел на сцену — в своем рабочем коллективе действовал кружок самодеятельности, и Зельдин решил попробовать себя в этом направлении. Его выступления оказались успешными, что вдохновило его отправиться на прослушивание в производственно-театральную мастерскую, где в то время как раз набирался актерский курс. Талантливого юношу быстро зачислили в студенты.
Театр
Зельдин проходил обучение в мастерской под руководством Евгения Лепковского, а навыкам танца его обучала балерина Вера Мосолова, покинувшая в то время Большой театр. В 1935 году Владимир успешно завершил курсы, и из его курса лишь двое актеров достигли больших успехов – он сам и Николай Парфенов. После выпуска Владимира оставили работать в Театре МОСПС (сейчас Театр Моссовета), где он сыграл свои первые театральные роли.
Однако через три года Зельдин принял решение о переходе в другую труппу, которая тогда именовалась Театром транспорта, ныне — Театр имени Гоголя. Здесь он исполнит роли в таких известных постановках, как «Комедия ошибок» по Уильяму Шекспиру и «Коварство и любовь» по Фридриху фон Шиллеру.
С началом Великой Отечественной войны театр, в котором работал Зельдин, был эвакуирован, и в течение года он выступал в Казахстане. Вернувшись в Москву в 1943 году, артист продолжил играть на знакомой сцене, при этом он активно выступал для раненых солдат и граждан столицы, поддерживая их моральный дух. В 1945 году за свои доблестные выступления он был удостоен специальной медали.
С того времени Владимир начал работать в Центральном академическом театре Советской армии, где трудился не покладая рук, принимая участие в нескольких спектаклях в месяц. В репертуар актёра входили произведения таких авторов, как Бернард Шоу, Максим Горький и Федор Достоевский.
Одной из самых запоминающихся ролей Зельдина на этой сцене стал Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», а также была создана специальная постановка «Танцы с учителем», посвященная именно ему.
Застал Николая II, мечтал стать моряком
Как сам говорил артист, он родился еще во времена правления императора Николая II — в 1915 году. В окружении артистов и музыки, он с ранних лет освоил рояль и скрипку, а позднее — трубу. Отец, понимая мечты сына, отговорил его от желания учиться в балетном училище, что послужило основой для романтической мечты стать моряком и увидеть дальние страны, но эта мечта тоже не осуществилась из-за проблем со зрением. После долгих переживаний, он отправился работать на завод слесарем, однако даже здесь он нашёл способ реализовать свой творческий потенциал, участвуя в самодеятельности. Его успех стал толчком к поступлению в Театр Моссовета, где его немедленно приняли.
В театре Зельдин сотрудничал с культурными и творческими личностями, такими как Анна Ахматова, Александр Вертинский и Владимир Маяковский. В 23 года он дебютировал в кино, даже если это была незначительная роль. Вскоре он встретил свою первую любовь — актрису Людмилу Мартынову, которая хотя и не была популярной, стала для Владимира самым ярким, красивым и умным человеком. Их жизнь была полна гармонии до тех пор, пока не произошла трагедия: их родившийся сын скончался в самом раннем детстве, что привело к неоправданной боли и, в конечном итоге, разрыву их отношений.
Свинарка и пастух
После потери Владимир Зельдин погрузился в работу. Его заметила помощница режиссёра Ивана Пырьева в Театре Моссовета, так как в это время шли активные поиски актера на роль дагестанца Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух». Результаты проб произвели впечатление, и Пырьев утвердил Владимира на эту роль. «Свинарка и пастух» стал настоящим хитом, затрагивающим сердца зрителей, которые с замиранием следили за драмой встреч между главными героями.
Зельдин стал всесоюзной звездой, получить приглашения от различных режиссёров. Однако его карьерные планы прервала Великая Отечественная война. Мечтая о военных подвигах, он попал на фронт, но не как боец, а в составе художественной бригады; он выступал перед солдатами и офицерами, поднимая их дух. После победы артист продолжил свою карьеру, как в театре, так и в кинематографе.
Мой главный допинг — театр! Владимир Зельдин о жизни и профессии
Мой порок — это женщины
Первый брак 24-летнего Зельдина оказался экспериментальным и длился не более года. Второй брак продлился 15 лет, и только в третий раз Владимир Михайлович нашел настоящее семейное счастье с журналистом Иветтой Капраловой (на момент знакомства ей было 29, и она уже успела развестись). Их совместная жизнь продолжалась 52 года, и Iветта не пережила своего любимого больше трех месяцев — ушла вслед за ним, хотя была на 18 лет моложе. Их похоронили вместе, что является символом глубокой любви и преданности.
Зельдин любил повторять: «Женщина для меня — чудо природы». Он всегда подчеркивал, что уважение к женщине было привито ему еще в детстве. Он действительно отличался галантностью и часто делал комплименты, ухаживая за избранницами. Его поведение было настолько эстетичным и рыцарским, что никто ни разу не счел его действия непристойными, даже когда он шутливо утверждал: «Мой порок — это женщины».
Секреты долголетия
Будучи старейшим актером мира, Владимир Зельдин до последнего дня оставался активным в профессиональной среде. В 97 лет он продолжал выступать, играя в десятке спектаклей в месяц. В 98 лет стал одним из самых пожилых факелоносцев на Олимпийской эстафете, а последний раз вышел на сцену всего за месяц до своей смерти, в 101 год.
На тему секретов долголетия Владимир был немногословен. Он часто говорил, что его советы слишком просты: это здоровый образ жизни (актер никогда не курил, не употреблял алкоголь и старался избегать табачного дыма) и регулярные физические занятия. В его активе до 80 лет были теннис, водные лыжи, а в более зрелом возрасте ему не было страшно плавать.
Много лет подряд Зельдин гулял с найденным на улице щенком, уделяя этому занятию полтора часа в любой погоде и при любом состоянии здоровья. Утром он обязательно делал зарядку, пробежки и переключался на другие виды активности, включая лыжи, верховую езду и конные прогулки. Также он увлекался различными видами спорта, включая волейбол и легкую атлетику.
Несмотря на свой преклонный возраст, актер постоянно проявлял интерес к жизни и ходил на спектакли коллег. Он нигде не перегружал себя работой и старался много спать, а также питаться небольшими порциями. Владимир предпочитал простую и вкусную пищу, и, что немаловажно, поддерживал дружеские отношения с людьми, значительно моложе себя. Он избегал зависти и подчеркивал, что большая часть успеха в жизни человека зависит от семьи, в которой он вырос. Его родители никогда не ссорились и не устраивали конфликты — это создало крепкий фундамент для здорового воспитания.
«В строю до последнего»
Народный артист СССР Владимир Этуш всегда восхищался жизненной силой и энергией своего коллеги Владимира Зельдина. Слова Этуша были переданы его супругой Еленой на странице в Facebook.
Сегодня Владимир Зельдин покинул этот мир на 102-м году жизни. Прощание с артистом состоится 3 ноября на Новодевичьем кладбище, а также в Театре Российской армии.
«Это невосполнимая утрата», — отметил Этуш, добавив: «С нами ушла целая эпоха нашего театра и кинематографа. Я всегда восхищался его энергией и жизнелюбивым настроем, которые помогали ему оставаться в строю до последнего момента».
Актер подчеркнул, что даже тяжелая травма не смогла сломить Зельдина, и он снова встал на сцену. «И вот теперь его нет среди нас», — закончил Этуш, выражая свое недоумение и печаль.
Кинематографу не хватает таких ролей, как у Зельдина в «Свинарке и пастухе»
Главный режиссер Чеченского государственного драматического театра им. Нурадилова, народный артист России Руслан Хакишев, выразил мнение, что российскому кинематографу недостает таких ролей, как у Владимира Зельдина в фильме «Свинарка и пастух», который сыграл дагестанского пастуха Мусаиба, для объединения наций России.
Он заявил, что «необходимо прекратить создавать фильмы, где народы Кавказа представлены как дикари». «В кинематографе недостает положительных образов, таких как Зельдин, что могло бы изменить устоявшийся стереотип о кавказских народах». Этот негативный мотив возник на фоне исторических конфликтов и общественных волнений в Чечне, добавил он.
По мнению Хакишева, для народов Кавказа Зельдин стал «своим» — его роли гордились и любили. «Такая радушная человеческая улыбка Зельдина в этой роли вселяет оптимизм, даже в самых сложных обстоятельствах. Его исполнение распространяло чувство интернационализма, которое иногда забывается,» — заключил он, подчеркивая необходимость показывать в кино героев из простого народа, которые каждодневно совершают подвиги.
Доктор исторических наук, заведующий отделом этнологии Академии наук Чеченской Республики, заслуженный деятель науки Чеченской Республики Лейчий Гарсаев, добавил, что изображение Зельдина в роли пастуха сделало великие шаги в изменении общественного восприятия народов Кавказа. «Российскому кинематографу сейчас нужны такие положительные роли, как у Зельдина, чтобы объединять народы России», — отметил он, акцентируя внимание на значении демонстрации позитива и понимания.
Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Некоторые публикации могут содержать информацию,
не предназначенную для пользователей до 16 лет.
На информационном ресурсе применяются
рекомендательные технологии.