Расписание экскурсий, образовательных и творческих мероприятий можно найти на сайте проекта, а также на его страницах в социальных сетях — vk.com/tarusasecretgarden и t.me/tarusasecretgarden.
Почему стоит посетить дом Николая Ракицкого в Тарусе
Одноэтажный дом с витражными оконными рамами, увитый лимонником и актинидией, располагается на окраине Тарусы. Это не просто дача, а настоящая сказочная избушка, которая напоминает поленовский теремок. Интересно, что первым дачником в этих краях стал художник Василий Поленов, а в 1926 году здесь обосновался филолог, владеющий шестью иностранными языками, талантливый ботаник и искусствовед Николай Ракицкий. Есть мнение, что именно Ракицкий мог послужить одним из прототипов профессора Преображенского в классическом произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Ракицкий перевёз в Тарусу свою любимую супругу, писательницу и основоположницу документальной прозы Софью Федорченко. Во время Первой мировой войны она работала сестрой милосердия и привезла домой книгу «Народ на войне», в которой концентрировалась вся боль войны. Софья, ничего не добавляя и не приукрашая, просто фиксировала слова солдат. Литературная общественность была потрясена, завистливо восхищаясь тем, как женщина смогла написать столь страшную книгу. Макс Волошин, Максим Горький и Александр Блок высоко оценили её работу, но демьян Бедный подверг её жесткой критике. Так продолжалось некоторое время, пока рано или поздно здоровье Софьи не подорвало. Ракицкий желал спасти её от слухов и зависти, увозя в Тарусу.
Калужские изразцы
Когда декоратор из Москвы Евгения Жданова в 2020 году искала дом для дачи на популярном сайте объявлений, она и не подозревала, что станет владелицей настоящего музея-садового пространства. «На тот момент сад, которым я наткнулась, нельзя было назвать садом», – делится Евгения в интервью с «РГ». – «Это были настоящие джунгли, заросшие и дикие, и чтобы добраться до крылечка, приходилось пробираться сквозь зелень. Внутри дома, который использовался как склад, среди захламленных предметов мне повстречались уникальные детали, среди которых я заметила печь с прекрасными калужскими изразцами. Я так и не нашла дачу, но поняла, что у этого места должна быть новая жизнь». Данный дом находился в запустении почти полвека.
Николай Ракицкий обладал знанием шести языков и страстью к искусству, а также любил возделывать свой сад. Фото: tarusagarden.ru
После подписания сделки падчерица Николая Петровича, Елена Семеновна, передала Евгении несколько чемоданов с историческими кружевами, архивными документами, фотографиями и книгами, которые стали экспонатами нового музея. Однако прежде чем это произошло, дом следовало вернуть к жизни. Евгения с командой отреставрировала коллекцию кружев, предметы интерьера, провела работу с архивами, оформила старые фотографии и рисунки в багеты, и привела в порядок потолки, стены и полы. Две печи также были отреставрированы. Возвращали дом к его прежнему состоянию даже местные жители, которые помогали с восстановлением сада.
Однажды ель свалилась на кабинет Николая Петровича, и это заставило их заново перекладывать пол и потолок. Стены самого дома подсказывали, где лучше расположить мемориальные предметы. По проводке они сумели определить, где были кровати, а исторические фотографии помогли расставить мебель. Кресло, принадлежавшее Марине Цветаевой и с рисунком Ракицкого, оставили без реставрации, так как цвет вышивки, даже спустя годы, сохранился в своем первозданном виде благодаря особой смеси красок, запатентованной самим Николаем Петровичем.
Встреча на тропинке: Бравура, Поленов, Цветаевы
Я много лет ездила в Тарусу к своей матери, у нее здесь была дача, а затем и дом. В этом доме мы с детьми оказались во время пандемии, фактически оказавшись в двухмесячном заточении. Из развлечений оставались только прогулки, которые стали замечательной возможностью сменить обстановку. Как-то раз мы с младшим сыном Серёжей шли по тропинке возле Дома литературов, и вдруг услышали итальянскую речь. К нашему удивлению, навстречу шли два прекрасно одетых мужчины в белых рубашках и красивых джемперах. В узком пространстве мы не могли разойтись, и между нами завязался разговор, в ходе которого я узнала, что это — Марк Бравура. Бравура — известный итальянский скульптор и мозаик, который живет и работает в Тарусе, и именно его мозаики украшают Дом литераторов. Мы начали общаться, он пригласил меня в свою мастерскую, и наше знакомство стало началом дружбы, главной ласточкой дальнейших встреч с другими художниками, коллекционерами и меценатами, которые формируют уникальное творческое сообщество Тарусы и ее атмосферу. Вскоре я поняла, что хочу приобрести здесь дом, и начала его искать.
Необходимо немного рассказать о феномене Тарусы. Интерес к этому месту со стороны людей искусства начался с визита Василия Поленова. Проплывая по Оке, он заметил очаровательный изгиб реки, открывающий вид на прекрасные холмы, и ощутил желание остаться здесь. Получив значительный гонорар за картину «Христос и грешница», он использовал часть денег для постройки усадьбы, Бёховской церкви, по просьбе местных крестьян, и школы для детей. В скором времени его новое местечко стало привлекать друзей-художников, таких как Коровин, Серов, Левитан. Они также начали осваивать пространство в окрестностях, отправляясь на лодках на другой берег, в Тарусу — на ярмарки или в пивные.
С конца XIX века в Тарусе проживала семья Цветаевых. Сначала они регулярно посещали дачу к родственникам, потом обосновались на высоком берегу Оки, в районе Песочное. Именно здесь выросли девочки Цветаевы, и как позже признается Марина Цветаева, это были самые счастливые годы ее жизни. В это время ее отец, Иван Владимирович Цветаев, преподаватель истории и археолог, готовил открытие Музея изящных искусств (сейчас известного как ГМИИ им. Пушкина). В Тарусу к нему часто приезжал известный коллекционер, меценат и стеклопромышленник Юрий Нечаев-Мальцов, который среди прочего финансировал строительство музея и поездки Цветаевых за экспонатами. Также здесь бывал выдающийся живописец Борисов-Мусатов, который создал много своих работ в Тарусе.
Следующие волны творческих движений приходились на 30-40-е годы XX века, когда сюда потягивались художники, писатели и музыканты, оказавшиеся «за 101-й километр» под давлением новых властей. Здесь нашли убежище репрессированные, вновь амнистированные и диссиденты, что дало возможность образоваться большому числу творческих интеллигентов. Многие из них остались на долгое время, создав вокруг себя культурное сообщество. Так, Николай Заболоцкий провёл здесь два летних сезона и создан множество известных стихотворений.
Очень странное объявление
О существовании Николая Ракицкого мне ничего не было известно, пока я не начала поиски жилья. Я обнаружила сайт Циан и увидела три объекта, которые показались мне интересными. Два из них были обычными дачными домами, а третий — чем-то необычным. Обычно в подобных объявлениях люди стараются выставить как можно больше привлекательных фотографий, а здесь было всего два снимка с низким качеством, похоже, сделанных на очень старый телефон. Один из них показывал светлую часть в саду со старыми растениями, а другой — крупный план с изразцами. Увидев эти изразцы, я, как истинный ценитель прекрасного, моментально ощутила их возраст, и поняла, что они известны с XIX века. Сам дом был построен в 1929 году. Я тут же позвонила, спросив, возможно ли посмотреть. Вопрос был задан — «А когда хотите?» Я ответила: «Ну, через 15 минут». И через этот короткий срок я уже стояла перед калиткой.
Первое впечатление от дома было немного мрачным: забор коричневого цвета выглядел ничего особенного. Но как только я открыла калитку, мне нужно было пробираться сквозь густые заросли, которые поросли вокруг. В то время пройти было практически невозможно. Это был настоящий природный хаос, и мне пришлось раздвигать растения, чтобы добраться до крыльца. Я помню, как ветви касались меня, на что накладывался удивительный аромат, поскольку это был июнь, и цвела амурская сирень. Когда на следующий день я вошла внутрь, то почувствовала запах старых деревянных полов, увидела завалы хлама, и постепенно начала осознавать, чем этот дом наполнен и какое здесь стоит сокровище. Мне лишь нужно было вытереть пыль с этой новой реальности, которая затянула место. Я почувствовала, что сделала шаг в прошлое, и это место было живым. Всего через три дня мы подписали документы о покупке.
Зелёный театр
— Какие работы уже были проведены и какие начнутся этой весной?
— Весь прошлый сезон мы работали над идеями нашего проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Сад, как общественное пространство, требует создания функциональных зон, чтобы людям было комфортно и чтобы все идеи могли быть реализованы без вреда для растений. В прошлом году мы организовали систему автополива, сделали покрытие для газона и установили систему освещения. Кульминацией нашей работы стало открытие уличной картинной галереи. Также мы провели обширную образовательную работу с учащимися, к нам пришло более двухсот ребят из школ Тарусы и Калужской области, которые узнали о Николае Петровиче Ракицком.
Мы приступаем к главной части проекта — восстановлению коллекции растений. При поддержке президентского фонда мы сможем закупить утраченные растения и после майских праздников начнем посадки. Эти работы пройдут в два этапа, их будет курировать ландшафтное бюро МОХ, специалисты которого приедут в Тарусу. Мы также ждем помощи наших давних друзей — студентов Тимирязевской академии и учащихся ландшафтного отделения школы «Детали».
Скоро в саду Ракицкого будет открыта сцена для зелёного театра. Это станет элементом малой архитектуры, который появится в соответствии с проектировкой. Мы уже утвердили все чертежи, и сейчас конструкция находится на столярном производстве. Надеюсь, что этим летом мы сможем наслаждаться концертами на открытом воздухе.
Звёзды и цветы
— Поделитесь, чем ещё удивит сад Ракицкого своих гостей в новом сезоне.
— Каждое наше мероприятие с садом должно стать уникальным. При разработке нашей творческой и образовательной политики на новый сезон мы придерживались этого важного принципа. Хотя сад ещё не анонсировал предстоящие события, мы готовы поделиться планами с читателями «АиФ». 3 июня мы приглашаем всех на Пикник в саду с предварительными мастер-классами по сервировке стола и лекцией о традициях усадебного застолья. Вечером пройдет джазовый концерт. 24 июня у нас будет уникальный иммерсивный гастрономический перфоманс по мотивам «Алисы в Стране чудес». Мы пригласим известного шеф-повара, и наши гости погрузятся в атмосферу удивительных ароматов, звуков и вкусов. А 8 июля проведем праздник Ивана Купалы, где представим модные образы от российских дизайнеров. Мы организуем уникальные фотозоны и проведем несколько тематических мастер-классов. Также запланирован фестиваль Флирт цветов 22 июля, который в течение дня предложит выставку современных художников и скульпторов на тему цветов, настольные игры и вечер традиционных старинных романсов. В августе ожидается звездопад — мы ждем работы известных художников, галеристов и флористов, театр теней и наблюдение за ночным небом с помощью телескопа. Наши друзья из Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского тоже приедут рассказать о звёздах над Тарусой.
Люди, попадая в наш сад, наполняются его атмосферой и уходят другими. Для нас самое главное — сделать каждого человека чуть более счастливым.
Евгения Жданова — известный российский дизайнер и декоратор, входящий в ТОП-100 дизайнеров по версии AD Russia. Она активно участвует в российской Ассоциации дизайнеров и декораторов (АДДИ) с 2020 года, являясь лектором интенсивов Высшей Британской школы дизайна, Школы дизайна «Детали», Международной школы дизайна и Elle decoration design days. Интерьеры, созданные Евгенией Ждановой, регулярно публикуются как в российских, так и в зарубежных изданиях.
Что посмотреть в Тарусе: Сад Ракицкого Евгении Ждановой
Всё начиналось с Василия Поленова, который, будучи в путешествии на теплоходе по Оке, был очарован раскрывающимися пейзажами и принял решение остаться на противоположном берегу, где построил усадьбу, мастерскую, школу и церковь в Бехове. Поленов часто наведывался в Тарусу с друзьями-художниками: Серовой, Коровиным и другими.
Семья Цветаевых оказалась в Тарусе в конце XIX века и осталась здесь надолго. В юности Марина Цветаева проводила здесь свои счастливые годы, и именно здесь были написаны её первые стихи. Гостями их дома становились известные меценаты и промышленники, такие как Юрий Нечаев-Мальцов, которому Цветаева обязана поддержкой в создании Музея изящных искусств, ныне известного как Пушкинский музей, открывшийся в 1912 году.
По приглашению Ивана Цветаева в 1905 году в Тарусу приехал работал Виктор Борисов-Мусатов, создавший здесь множество выдающихся работ. В 1902 году в Тарусе побывал также художник-анималист Василий Ватагин, который был так поражен красотой этого места, что решил остаться здесь жить.
Следующая волна творческого расцвета Тарусы пришлась на 30—40-е годы XX века, когда её заполнили художники, поэты, писатели и музыканты, вынужденные покинуть свои дома из-за политических преследований — среди них и Николай Заболоцкий, Борис Свешников, Алексей Шеметов. Друзья этих творческих личностей — Булат Окуджава, Анатолий Зверев, Эдуард Браговский, Эдуард Штейнберг — также оказались связанными с этим местом.
В 50-х годах в поисках уединения и вдохновения в Тарусу переехал Константин Паустовский, именно ему город обязан запуском водопровода и электрификации.
В 60-х годах к Тарусе прижился великий музыкант Святослав Рихтер, который создал Тарусский фонд для поддержки молодых талантов и жителям провинции приносил великое искусство. С 1993 года фонд ежегодно проводит летний музыкальный фестиваль в Тарусе в конце июля.
В 1963 году в городе была открыта Тарусская картинная галерея, одним из главных инициаторов создания которой стал агроном и коллекционер Николай Ракицкий, который передал галерее свыше 200 художественных работ, включая картины Поленова, Айвазовского, Брюллова и многих других мастеров, а также коллекцию старинного фарфора, стекла и кружев.
Личная история
Моя страсть к Тарусе не вспыхнула сразу. С давних времён моя мать имела дачу на Дачной улице, расположенной всего в пяти минутах от Оки, но моё настоящее погружение в творческую атмосферу началось только во время карантина. Я оказалась здесь с детьми и почти непрерывно провела два месяца. За это время я успела подружиться с местным творческим сообществом и поняла, что пора серьёзно задуматься о своей жизни здесь.
История Дома Ракицкого
От великого прошлого к сумрачному настоящему…
История Дома Ракицкого может быть описана в нескольких предложениях: в 1929 году советский ученый и агроном Николай Петрович Ракицкий основал в Тарусе экспериментальный сад-дендрарий, в котором занимался акклиматизацией растений из различных климатических условий. Он собрал в своём саду уникальную коллекцию редких экзотических растений, включая румелийскую сосну, амурскую сирень, дальневосточную актинидию, китайский лимонник, бересклет маака и 16 сортов жасмина — это всего лишь малый перечень растений из его коллекции.
Однако спустя 50 лет после ухода Ракицкого сад превратился в печальное зрелище: сорняки поднимались выше человеческого роста, осыпавшиеся деревья и валежники преграждали путь. Сам дом больше походил на склад ненужных вещей, чем на культурное наследие.
Моя покупка дома выглядела настоящим безумием. Друзья смотрели на меня с недоумением, не понимая, зачем мне этот домик. Да и я сама не могла объяснить свое решение. Понимание пришло позже, когда, разбирая архивы, я обнаружила записи Ракицкого о растениях, его письма к друзьям, воспоминания о Булгакове и даже старые фотографии и книги, которые ярко рассказали о его жизни. Я беседовала с соседями, которые помнили Николая Петровича и его работу, и постепенно начала осознавать, насколько велика его личность и что он сделал для культурного развития Тарусы.
Когда я оценил масштаб его вклада, стало очевидно, что сад и дом должны продолжать выполнять свою культурную и просветительскую роль, задуманные их создателем.
Так появилась идея создания здесь культурно-образовательного центра — ведь именно этот сад всегда был местом притяжения для творческой интеллигенции. Его хозяева дружили с Цветаевыми, Поленовыми, Булгаковыми и многими другими талантливыми современниками.
…от сумрачного настоящего к великому будущему
Я собрала мысли и начала приводить в порядок интерьер дома, каждый раз обнаруживая что-то необыкновенное в газетах, свёрнутых в неожиданных местах. Почти сразу я пригласила известное ландшафтное бюро МОХ для разработки проекта по восстановлению растения садов. Мои коллеги радостно откликнулись на это предложение, изучили все архивные материалы, письма и фотографии, и на безвозмездной основе разработали проект восстановления сада, тем самым внося свой значимый вклад в сохранение этого культурного наследия.
За полтора года было сделано много. Мы провели оценку состояния растений, осуществили санитарные работы для сохранения ценных экземпляров, восстановили исторические интерьеры и отреставрировали предметы искусства и быта, заложили инженерную инфраструктуру.
В этом году наш проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив, и за летний сезон у нас есть возможность реализовать следующий этап проекта — установить систему автополива, завершить систему освещения и создать уличную арт-галерею с репродукциями картин из коллекции Ракицкого, переданных Тарусской картинной галерее. Репродукции будут изготовлены из инновационного материала — ультратонкой керамики ArchSkin, которая устойчива к воздействию неблагоприятных погодных условий (снег, дождь, солнце). Создание уличной арт-галереи станет первым публичным культурным событием, связавшим Сад Ракицкого и Тарусскую галерею.
Тихий агроном
Николай Ракицкий родился в 1888 году в семье священника. Учился в Киевском университете, где получил филологическое образование, а также в Баварской сельскохозяйственной академии. Он путешествовал по Европе и изучал историю искусства в Италии. До 1917 года Николай занимался научной деятельностью, а позже, с наступлением советской власти, он устроился работать в Наркомпрос. В 1926 году Николай Р
акицкий и его жена, писательница Софья Федорченко, автор нашумевшей книги о Первой мировой войне «Народ на войне», переехали из Москвы на Пречистенку в Тарусу.
На пустыре он построил дом и основал сад. В качестве ученого секретаря Технической энциклопедии и старшего агронома одного из подразделений Совета Министров СССР, Ракицкий часто бывал в командировках по всей стране, привозя семена и саженцы для своего участка. Так постепенно на пустыре вырос замечательный сад-дендрарий, в котором до сих пор растут китайский лимонник, дальневосточная актинидия и 16 видов чубушников-жасминов.
Заросли и радости
История дома Ракицкого продолжилась в 2020 году, когда Евгения оказалась перед забором, который огораживал дачу.
«Когда я вошла через калитку, чтобы добраться до крыльца, мне нужно было продираться сквозь заросший сад», – вспоминает Женя. – «Эти ветви словно гладили меня по плечам, а с каждой стороны плыли невероятные ароматы, потому что было июнь, и цвела амурская сирень. На следующий день, когда я вошла в дом, почувствовала запах старых досок, увидела завалы хлама, и смеялась сквозь них проступало что-то интересное. Тогда я поняла, чем может быть наполнен этот дом… Так я, Евгения Жданова, стала новой хозяйкой дома и сада, которые пробыли в запустении гораздо больше десятилетия.»
За три года дом и сад Ракицкого стали новым культурным центром и местом вдохновения для Тарусы благодаря усилиям самой Евгении и её команды. Дом был очищен и отреставрирован при помощи местных и столичных реставраторов. Разбирались архивы, дневники, фотографии и письма…