Происхождение данной фразы связано с миром программирования, однако в современном употреблении она охватывает гораздо более широкий контекст. Давайте рассмотрим, что на самом деле означает выражение «это не баг, а фича» и почему оно стало столь популярным в различных сферах.
Что такое фича и чем она отличается от бага
Что такое фича? Этот термин, как и многие другие концепции, заимствованы из английского языка. Слово «feature» в переводе означает «особенность» или «характеристика». Программисты стали использовать этот термин для обозначения необычных или интересных возможностей своих программ.
На что обратить внимание? Интересно, что такие необычные характеристики могут иметь как положительный, так и отрицательный подтекст. Негативные аспекты иногда могут вызывать гордость у своих создателей. В результате это выделяет фразу «это не баг, а фича», которая может стать действительно полезной для вашего продукта.
В статье будет рассмотрено:
- Определение фичи простыми словами
- Основные различия между багами и фичами
- Разновидности фич
- Пять задач, которые выполняет фича продукта
- Способы внедрения фичи в продукт
- Где находить идеи для новых фич
Пройти тест, чтобы узнать, какая сфера вам подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Что такое фича простыми словами
Чтобы лучше понять, что такое фича, можно провести ассоциацию. Рассмотрим эволюцию животных: каждое важное эволюционное изменение, такое как возникновение лёгких у предков рыб, переход на наземное существование, прямохождение у человека и так далее, можно считать фичами.
Чаще всего термин «фича» употребляется в контексте компьютерных игр, веб-сайтов, приложений и других продуктов в сфере IT. Оттуда он и вошел в лексикон молодежи.
Теперь давайте разберём, что означает «фича» на жаргоне программистов. Здесь выделяются два варианта значений.
Фича в программировании игр
Большинство людей впервые сталкивается с этим термином в мире видеоигр. Во время игрового процесса часто встречаются баги — ошибки, возникающие в процессе кодирования игры.
Например, в знаменитой игре StarCraft от компании Blizzard был обнаружен баг, когда муталиск, один из юнитов Зергов, вместо того чтобы оставаться на месте, двигался в направлении врага. Это считалось багом, однако он добавил игре динамики и активности. В результате разработчики осознали его ценность, и в будущем баг был инкорпорирован в механику игры как фича.
Таким образом, неправильная работа программы иногда может стать не просто ошибкой, а полезной функцией, даже если она не была запланирована изначально. Это и иллюстрирует фразу «не баг, а фича», которую программисты могут использовать, когда говорят о своих недочетах.
Чтобы узнать, какие профессии в IT входят в ТОП-30 с доходом выше 210 000 ₽/мес, ознакомьтесь с материалами от GeekBrains и международными специалистами по карьерному развитию.
Подборка содержит только наиболее востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в области IT. 86% учеников, воспользовавшихся этими материалами, смогли четко определить свои карьерные цели на будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Что значит фраза «не баг, а фича»
Буквально эта фраза переводится как «это не ошибка, это особенность». Если перевести её с английского, «It’s not a bug. It’s a feature», это также будет звучать как «это не ошибка, а особенность».
В молодежной лексике фраза «это не баг, а фича» используется для обсуждения ошибок, недостатков или других проблемных ситуаций. При этом ироничный оттенок подчеркивает, что ошибка на самом деле не является таковой, а представляет собой что-то запланированное и полезное, или, проще говоря, фичу.
Эта фраза велит изменить восприятие ситуации с негативной на положительную. Понимание ее сущности возможно через прояснение значений терминов «фича» и «баг» в программировании.
Что такое баг в программировании
Баг (от английского «bug») — это ошибка в работе программы, приводящая к нежелательным результатам или нарушению её нормального функционирования. Баги могут проявляться как в малозначительных графических сбоях, так и в серьезных проблемах, способных парализовать работу всей системы.
Причины появления багов могут быть разнообразными: от ошибок в коде до недосмотра программистов или конфликтов между разными частью программы. Баги неизбежны в процессе разработки, и их необходимо выявлять и устранять, чтобы сохранить качество продукта и избежать негативного опыта пользователей. Однако некоторые не критические ошибки могут сохраняться в системе длительное время, не вызывая серьёзных проблем.
Что значит фича в играх
Многие впервые знакомятся с понятием фичи именно через игры. Игроки сталкиваются с багами, т.е. ошибками, которые приходят от программистов, создававших игру.
К примеру, в StarCraft от Blizzard возник баг с движением муталиска. Он не должен был двигаться, но в итоге это добавляло игре ощущение динамики и жизни. Позже это недочет стали откровенно использовать, и его включили в игровой процесс как полезную функцию.
Таким образом, ошибка, допущенная при программировании, может оказаться полезной и превратиться в дополнительную фичу.
Что означает слово фича в IT-сфере
Распространение термина «фича» также способствовало развитие в IT-сфере. Например, функция шифрования в мессенджере Telegram или система регистрации по приглашениям в Клабхаусе — это отличительные фичи соответствующих продуктов.
Часто стремление к уникальности можно встретить и в веб-разработке, где фича обозначает характерную особенность, например, стиль дизайна или уникальная подача информации.
Разработчики, как правило, первое время сообщают о фичах клиентам, чтобы продемонстрировать, каким образом их продукт выделяется среди прочих товаров.
Технологии и решения
Различные технологии также влияют на употребление терминов. Например, СУБД MySQL сокращенно называется мускул, API рассматривается как апишка, а библиотеки программирования могут именоваться либами. Инструменты, которые помогают разработчикам выявлять ошибки в коде, называют линтерами, которые могут даже автоматически исправлять стилистические недочеты.
Если линтер или другая программа сообщает об ошибке, часто говорит, что она ругается. Имеются также жаргонные названия для некоторых систем и продуктов, такие как Windows — окошки, Linux — линь или пингвин, Android — ведроид, а продукция Apple среди разработчиков известна как яблоки, а её поклонники — как яблочники или апловоды.
Существуют также специфические термины, используемые в мобильной разработке: тап (нажатие пальцем на экран) и стретч (движение двумя пальцами для увеличения изображения). Выпадающие меню называют выпадашками или дропдаунами, а системы управления контентом — админками, движками или цээмэсками. В то же время, движок может означать интерпретатор языка, который отвечает за построчное исполнение кода.
Выкатить или зарелизить проект означает представить его широкой аудитории, в то время как задеплоить — это разместить его на сервере, где он будет функционировать. Иногда проводят накат обновления, что подразумевает внесение изменений поверх уже работающего проекта. Эти изменения первоначально могут загружаться на тестовый сервер, а затем — на прод (продакшн), то есть на рабочий сервер с доступом для пользователей. Если проект с ошибкой становится недоступен для пользователей, это называется уронить прод, что является весьма негативным событием. Такая ошибка попадает в категорию факапа — серьезной оплошности в разработке. Если происходят нештатные ситуации, необходимо откатить проект к предыдущей стабильной версии, если существуют бэкапы — резервные копии. После этого разработчики могут заняться фиксом багов или дебажингом, что означает исправление ошибок. Чтобы данные вводились корректно, нередко проводится валидация — проверка корректности пользовательского ввода. После выхода из сложной ситуации можно начать рассматривать добавление новых фич.
Выстраивание процессов
Разработчики утром собираются на митинги, которые представляют собой регулярные встречи команды для обсуждения выполненных задач и планирования новых. Такой подход идеально подходит для аджайла (Agile) — гибкой методологии управления проектами, популярной в IT. Одним из распространенных методов аджайла является скрам, а человек, отвечающий за организацию процесса в рамках скрама, называется скраммастером.
В методологии скрам задачи решаются в рамках периодов времени, называемых спринтами, которые могут длиться от одной недели до месяца. Каждый спринт начинается с митинга, на котором распределяются задачи, которые разработчики должны выполнить в предстоящий период. На следующем митинге они отчитываются о выполненных заданиях и проблемах, с которыми столкнулись, определяя дедлайны — крайние сроки для выполнения заданий. Задачи, выданные на митинге, зависят от грейда разработчика, что означает уровень его квалификации. Джуниор (или джун) обозначает младшего разработчика, мидл — среднего, а сеньор — старшего.
Кроме того, разрабатываются тимлиды, которые руководят командами, как правило, они вырастают из сеньоров или менеджеров. Свойства разработчиков также зависят от стека технологий — набора инструментов, с которым они умеют работать. В таком контексте «галеры» обозначают компании, которые требуют от сотрудников максимальных усилий, чтобы реализовать поставленные задачи. Чаще всего это аутсорс-компании, которые создают программные решения по заказам других бизнесов.
Несмотря на попытку классифицировать технический сленг, существует множество словечек и терминов, которые не могут быть отнесены к конкретной категории. Например, DRY (аббревиатура от don’t repeat yourself, что переводится как «не повторяйся») наполняет концепцию избегания избыточных повторов кода. В то же время паттерн обозначает признанный подход к решению определенной задачи, тогда как антипаттерн — это негативный подход, от которого следует избегать. Некоторые термины, такие как шерить (делиться информацией) или парсить (собирать и распределять данные), имеют свои определения и употребляются часто.
Таким образом, разработка IT-сленга — это не окончательная и не исчерпывающая тема, а лишь часть общей картины. Мы надеемся, что чтение этой информации поможет вам лучше понимать айтишников, а если вы хотите стать одним из них, приглашаем записаться на наши курсы.
Что говорит наука
В любом англоязычном исследовании, посвященном влиянию профессиональных жаргонов на восприятие текста широкой аудиторией, мы можем обнаружить выводы о том, что непонятные слова зачастую отталкивают. Однако это в меньшей степени затрагивает русскоязычную аудиторию. Мы склонны воспринимать иностранные термины и новые слова как нечто привлекательное, поэтому даже неясные, но эффектные фразы становятся для нас настоящими магнитами. В этот контекст вспоминается работа А. С. Пушкина:
… Зовется vulgar. Не могу…
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново…
Социолингвистика утверждает, что скорость перехода слов из корпоративной среды и профессиональных сообществ в обиход зависит от двух факторов — интенсивности контактов между друзьями и коллегами, а также обаяния говорящего.
К примеру, на платформе YouTube, где у Шульман** по полмиллиона просмотров под каждым видео, она удивительным образом способствует распространению новых терминов. После пары раз упомянутого слова и объяснения его значения, оно составляет широкой аудитории путь в лексический обиход. В этом процессе молодежь становится основным двигателем лексического обмена, ведь молодые люди, как правило, быстрее осваивают новую информацию, в то время как пожилые компоненты встречают новое с осторожностью.
Новые слова дробят нам мозг?
Новые слова не дробят мозг, скорее они вызывают какое-то отвращение. Их содержание хрупко и может восприниматься как абстрактное мышление, которое редко имеет какое-либо отношение к повседневной жизни за пределами офиса или сообщества айтишников. Игровая индустрия может восприниматься как избыточная, особенно для работающей мамы с двумя детьми, у которой нет времени, чтобы углубляться в эту тему. Она видит в этом лишь раздражение.
А для людей, обладающих достаточно лексики и смыслов, нет необходимости запоминать все модернизации языка, поскольку новые термины зачастую существуют параллельно со старыми, и мода на лексические изменения имеет свойство быстротечности. Мы можем мириться с новыми словами, как с граффити у нашего подъезда, которые уже завтра будут закрашены соседом-дворником, заменяясь свежими граффити в ту же секунду, создавая бесконечный круговорот изменений.
*Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории РФ.
**Внесено Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.