Повторяющиеся узоры, изображающие горошины и сетки, отсылают к серии слуховых и визуальных галлюцинаций, которые мучили художницу на протяжении значительной части её жизни.
Экстраординарные художники. Яёй Кусама
Каждое утро она покидает специализированное учреждение, чтобы совершить короткий прогулочный путь к своей мастерской, расположенной на соседней улице. Именно здесь ей предстоит провести множество часов за созиданием, прежде чем вечером она снова вернётся в свою палату. Её прозвали Королевой горошин — это связано с уникальным орнаментом, состоящим из бесконечного количества кружочков, которые она создает на протяжении всей своей жизни. Яёй Кусама — самая высокооплачиваемая из ныне живущих женщин-художниц. В 2019 году её работа была продана на аукционе Sotheby’s за невероятные $8 миллионов. Она стала настоящим брендом в мире искусства.
От самозванки до представителя Японии
На Венецианскую биеннале 1966 года Яёй приехала без приглашения. Она создала инсталляцию, рассыпав 1500 зеркальных шаров рядом с итальянским павильоном. Люди, находящиеся в окружении этих шаров, видели бесконечное множество своих собственных отражений. Инсталляция называлась «Сад нарцисса». Яёй повесила табличку с текстом «Ваш нарциссизм на продажу — 3500 за штуку» и начала распродажу своих зеркальных шаров среди посетителей. Эту идею зрители оценили, и они охотно вели активные покупки, пока организаторы не вмешались и не попросили Кусаму прекратить её перформанс.
Прошло 27 лет, и в 1993 году Яёй Кусама уже официально представляла Японию на Венецианской биеннале с персональной выставкой. Этот факт стал историческим событием для Японии, поскольку прежде единственные представители страны на таком престижном мероприятии были коллекции в полном составе, но не один художник. На биеннале она привезла свои знаменитые тыквенные скульптуры, покрытые желтыми горошинами, разместив их в зеркальном пространстве.
Детство: галлюцинации и начало творческого пути
Яёй Кусама появилась на свет 22 марта 1929 года в городе Мацумото, Япония. С десяти лет она страдала от галлюцинаций и обсессивных идей, которые проявлялись в виде вспышек света, цветочных полей, говорящих с ней точек и тыкв. По рекомендации психиатра, она начала рисовать, тем самым пытаясь справиться со своим психическим состоянием. Яёй покрывала поверхности бесконечными точками или сетями, которые со временем стали её личным стилем, известным всем как узоры в горошек.
Обучение в Киото и переезд в Нью-Йорк
Родители Кусамы не поддержали её амбиции стать художницей, но согласились позволить ей переехать в Киото. В 19 лет она поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел для изучения традиционного японского искусства. Проучившись год, Яёй увлеклась экспериментами с абстракцией, что стало поворотным моментом в её карьере.
В то время во всём мире нарастают тенденции абстракционизма, и Яёй стремилась стать частью этого движения. В 1958 году, ей всего 19 лет, она решает переехать в США, чтобы добиться признания на престижной американской художественной сцене.
В 1960-е годы, в период всплеска психоделического творчества, Кусама приобрела известность в мире искусства. Художник-минималист Дональд Джадд писал о ней, а сама Кусама в это время поддерживала связи с ключевыми фигурами своего времени, включая таких художников как Энди Уорхол и Джорджия О’Кифф. В 1966 году она незаконно приняла участие в Венецианской биеннале, раскинув 1500 зеркальных шаров в инсталляции под названием «Сад нарциссов». Во время его реализации она продавала шары посетителям, пока организаторы не выгнали её из мероприятия. Подобные акции стали способствовать росту интереса к её творчеству.
Кусама активно вовлекалась в политическую жизнь 1960-х: она написала президента США Ричарду Никсону, предложив ему заняться с ней сексуальными отношениями в качестве способа отвлечься от войны во Вьетнаме, что вызвало большой резонанс в СМИ. В то же время художница с друзьями провела акцию протеста, полностью обнажившись на Бруклинском мосту в Нью-Йорке. На её теле и телах других участников были нарисованы красные горошины, символизирующие ранения от пуль.
Как японка, много лет проведшая в психиатрическом учреждении, стала гением инсталляций: Яёй Кусама
Получайте на почту один раз в сутки самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Работы японской художницы Яёй Кусамы известны своими повторяющимися узорами и психоделическими изображениями. Творческий процесс этой женщины, которая провела многие годы в психиатрическом стационаре, затрагивает значимые темы, такие как феминизм, психология, межличностные отношения, обсессивно-компульсивные идеи, саморазрушение и глубокое самоанализ. Её картины начали появляться ещё в детском возрасте и стали способом убежать от мрачной реальности, позволяя ей выразить необычные видения, которые приходили к ней во снах. Эти видения всегда содержали повторяющиеся узоры в горошек, которые впоследствии стали визитной карточкой её искусства.
Жизнь японской художницы Яёй Кусамы
Японская художница Яёй Кусама родилась в 1929 году в Мацумото, Япония, как младшая из четырёх детей в семье. Однако её детство прошло не в благополучной атмосфере. Родители стали супругами по расчету, и это обстоятельство стало источником напряжения в семье. Родители богатой наследницы настаивали на том, чтобы отец Яёй взял её фамилию, что в корне оскорбило его и стало причинять ему душевные страдания. Этот факт оставил неизгладимый след на его психическом состоянии и, в конечном счете, он пытался компенсировать свои мучения бесконечными изменами. Супруга же не могла смириться с предательством, и всю свою агрессию и недовольство жизнью Кусама выливала на младшую дочь.
Эта женщина издевалась над беззащитным ребёнком как эмоционально, так и физически. Она заставляла девочку следить за отцом и подслушивать его тайные встречи с другими женщинами. После этого у Кусамы сформировалось отвращение к близости и к мужскому телу на всю жизнь.
Когда Яёй было всего десять лет, у неё начались интенсивные галлюцинации. Девочка предполагала, что растения разговаривают с ней, и начала создавать диковинные образы, которые рождались у неё в воспалённом воображении. За счёт искусства ей удавалось находить утешение и облегчение, преодолевая страдания, разрывающие её внутренний мир.
В тринадцать лет Кусама была отправлена на фабрику по производству парашютов, где ей пришлось работать во время Второй мировой войны. Все её юношество прошло в сером заводском полумраке и под звуки воздушных тревог. Этот опыт оставил неизгладимый след на её психическом состоянии и вдохновил на создание ряда антивоенных произведений. Период шитья также оказался полезен в будущей карьере, когда она стала создавать мягкие скульптуры.
Вся жизнь Яёй Кусамы является красноречивым свидетельством мощной, исцеляющей силы искусства и проверкой на прочность. Эта измученная подростка, страдающая психическим заболеванием и подвергающаяся издевательствам со стороны собственной матери, не только выжила, но и стала одной из самых известных и востребованных современных художниц, чьи работы стоят состояния.
Инсталляция Flower Obsession, 2017
Работа, представляющая собой иммерсивную инсталляцию под названием «Цветочная одержимость», основана на цикле Трехлетняя любовь и пересматривает истоки художественного наследия Кусамы. Однажды, увидев рисунок красных цветов на скатерти, она подняла взгляд и едва не потеряла сознание, обнаружив, что потолок, окна и колонны, казалось, окрашены тем же красным цветочным узором. В тот момент ей показалось, что вся комната, её тело и вся вселенная покрыты красными цветами, и её душа словно испарилась — это была не просто иллюзия, а сама реальность. Посетителям предлагалось самим добавлять красные цветы на стены и предметы, что постепенно превратило пространство в удивительную среду, насыщенную цветами. Инсталляция Кусамы была продемонстрирована во время NGV Triennial (2018) в Мельбурне, Австралия.
Инсталляция Love is Calling, 2013
Инсталляция «Любовь зовёт» включает в себя яркие надувные скульптуры в горошек, которые расположены как на полу, так и на потолке зеркальной комнаты. Внутри звучит голос Кусамы, читающей своё стихотворение о любви, написанное на японском языке. Название этого стихотворения переводится как «Жизнь в замке слёз». Когда инсталляция впервые была показана в 2013 году в галерее Дэвида Цвирнера в районе Челси, она привлекла огромное внимание, и очередь, чтобы войти в бесконечную зеркальную комнату, превышала четыре часа ожидания. Эта работа была приобретена Институтом современного искусства в Бостоне (ICA Boston) и стала самой крупной инсталляцией художника, находящейся в собственности североамериканского музея.