Этими выдающимися деятелями кинематографа стали братья Коэны. Среди множества кандидаток они заметили в Фрэнсис МакДорманд то, что искали, — неимоверную харизму и уникальную красоту.
Три Оскара
Мы были на стороне талантливой, замечательной и ни на кого не похожей Фрэнсис МакДорманд, желая видеть ее обладательницей третьего Оскара за главную роль в фильме «Земля кочевников». Этот Оскар стал достойным дополнением к ее уже значимым достижениям: два предыдущих Оскара, Золотой глобус, Эмми и Тони – это все высоко ценимые награды в театре и кино. И вскоре к этому списку добавился ее четвертый Оскар — как продюсера.
Получив эту престижную награду, Фрэнсис ослепительно улыбалась, демонстрируя свою притягательную улыбку: с невымытой сединой в волосах, без единого грамма косметики, она по-королевски не скрывала ни одного из своих лет на момент 63-х. Удача всегда была на ее стороне, но, возможно, это происходило потому, что она всегда оставалась самой собой, следуя своим путем в жизни и выбирая только то, что действительно важно для нее.
Приёмная семья: первая удача Фрэнсис МакДорманд
Первый удачный поворот судьбы для Фрэнсис произошел, когда ей исполнилось полтора года, и она попала в приемную семью. Ее приемная мама, Норин МакДорманд, не могла выносить детей, и она вместе с мужем Вероном взяли троих приемных детей, причем Фрэнсис была самой младшей. Позже актриса отметила, что приемные родители дали ей особенно важный элемент — моральный компас, постоянно напоминая ей о том, откуда она пришла. Откуда же ты, Фрэнсис? Из маленьких городков и рабочих общин юга и Среднего Запада, где царит честная бедность и высокое человеческое достоинство.
Ее приемный отец Верон был пастором, а Норин работала медсестрой; несмотря на свою занятость, они всегда находили время для детей. Каждый вечер Норин готовила сложные десерты, а Верон устраивал памятные ужины; их семья часто переезжала, но Фрэнсис всегда чувствовала, как окружающие с уважением относятся к ее родителям. Ее детство с ними было абсолютно, стопроцентно счастливым. Со временем Фрэнсис осознавала, что когда-то она была нежеланным ребенком для своей биологической матери, что от нее просто отказались. Однажды, когда Фрэнсис исполнилось 15 лет, ей сообщили, что родная мама хочет встретиться. Девочка твердо отклонила это предложение.
Детство
Фрэнсис Луиза МакДорманд родилась 23 июня 1957 года в Чикаго. Когда девочка была полтора года, ее удочерила верующая пара из Канады.
По-прежнему о своей биологической семье Фрэнсис известно очень мало, но она высказывала предположения о своей биологической матери. По ее собственным предположениям, это могла быть одна из прихожанок церкви, где служил пастор Верон, ее приемный отец. Она росла счастливо вместе с двумя другими приемными детьми МакДормандов. Однако постоянные переезды (отец восстанавливал различные церкви по всей стране) мешали ей завести друзей. Кроме того, со сверстниками ей было трудно общаться из-за комплексов: в детстве Фрэнсис была довольно полной и носила очки.
Тем не менее девочка с огромным удовольствием участвовала в школьных театральных постановках, к которым приобщила ее учительница английского языка. Но, как вспоминает сама актриса, она не испытывала этого в тот момент большого удовольствия, поскольку главные роли чаще всего доставались более красивым и популярным сверстникам. Однако к старшим классам Фрэнсис преодолела свои страхи и комплексы, очистилась от неуверенности и смогла с радостью отдаться сценическому искусству. После окончания школы в Пенсильвании в 1975 году она подала документы на поступление в колледж Западной Вирджинии, который успешно окончила и в 1979 году получила степень бакалавра искусств.
Образование и первые актерские шаги
По словам Фрэнсис, именно в колледже она начала разрешать себе более свободное поведение. Это стало возможным, ведь до этого ее постоянно контролировали ее религиозные родители, стремящиеся привить детям пуританские нормы и правила. В колледже она, наконец, смогла начать свободно мыслить и изъясняться. Один из преподавателей заметил ее таланты и предложил продолжить обучение в драматической школе. Фрэнсис последовала этому совету. В 1982 году Йельский университет выпустил ее с магистерской степенью искусств, и с тех пор мир познакомился с потрясающей актрисой. Во время учебы она начала выступать в студенческом театре.
Также 80-е годы стали временем близкой дружбы с другой талантливой актрисой, Холли Хантер. Они проживали вместе и мечтали посвятить себя творчеству.
Свой карьерный путь как профессиональной актрисы Фрэнсис МакДорманд начала благодаря пьесе ямайского драматурга Дерека Уолкотта. В 1982 году она отправилась в Тринидад и Тобаго для участия в постановке «Остров полон звуков».
Для того чтобы получать предложения для работы в крупных проектах и фильмах, Фрэнсис приняла решение переехать в Нью-Йорк. Первые месяцы ей приходилось брать любую работу для того, чтобы обеспечить себя в новом городе и оплачивать аренду жилья. Работая кассиром в ресторане, участвуя в малобюджетных пьесах и рекламе пива, она старалась найти свое место. Но в 1984 году судьба привела ее к большим фильмам. Получив поддержку от Холли Хантер, она пошла на прослушивание для нового фильма «Просто кровь». Холли также проходила пробы и была утверждена на роль, но вскоре ей предложили долгожданное место в театральной постановке, и она посоветовала заменить ее Фрэнсис.
Молодые режиссеры, братья Коэны, провели прослушивание с Фрэнсис и были в восторге. Данный дикий и эксцентричный фильм получил восторженные отзывы критиков. Знакомство с братьями также существенно повлияло на будущую личную жизнь актрисы. Роман, начавшийся между Фрэнсис и Джоэлом Коэн, выразился в длительном сотрудничестве с этими режиссерами, что, в свою очередь, повлияло на развитие ее карьеры.
В 1987 году, после успешного дебюта, Фрэнсис продолжила поддерживать свой успех, появившись в нескольких эпизодах сериала «Блюз Хилл стрит». Критиков впечатлили и следующие фильмы с ее участием, такие как «Сумеречная зона», «Спенсер» и «Воспитывая Аризону».
Однако главным прорывом в карьере Фрэнсис стало 1988 jaar: она сыграла в пьесе «Трамвай ‘Желание'» и получила номинацию на премию Тони, а ее работа в фильме «Миссисипи в огне» принесла ей номинацию на Оскар за лучшую женскую роль второго плана.
Позже, в 2000-е годы, Фрэнсис блестяще исполнила несколько значимых ролей. К числу этих ролей относятся проекты «Почти знаменит» Кэмерона Кроу и драма «Северная страна», в которой она играла совместно с Шарлиз Терон – за обе работы актрису номинировали на Оскар, однако обе статуэтки достались другим звездам.
Кроме того, Фрэнсис хорошо известна многим поклонникам кино по фильму «Каждая секретная вещь» и мини-сериалу «Что знает Оливия?». За роль в последнем Фрэнсис удостоилась двух наград — Эмми и премии Гильдии киноактеров США — обе за лучшую женскую роль.
После десяти лет совместной жизни Фрэнсис и Джоэл решили усыновить полуторамесячного мальчика Педро из Парагвая, который с 1994 года с гордостью носит двойную фамилию МакДорманд-Коэн.
Вне формата
Я была слишком взрослой, слишком молодой, слишком полной и слишком худой, слишком высокой и слишком низкой, слишком блондинкой и слишком брюнеткой — в какой-то момент оказывается, что им нужен кто-то другой. И я решила просто стать этой другой, — делилась МакДорманд в одном из интервью. Невозможность закрепить за собой какой-то конкретный образ могла бы показаться недостатком, но на самом деле это предоставило ей замечательную возможность играть разнообразных и многогранных персонажей — будь то беременная сотрудница полиции штата Миннесота (в фильме «Фарго»), легкомысленная южанка (в «Миссисипи в огне»), опечаленная мать (в «Трех билбордах на границе Эббинга, штат Миссури») или замкнутая в себе женщина, страдающая от депрессии и одиночества (в «Что знает Оливия?»)
В 57 лет Фрэнсис впервые попробовала себя в качестве продюсера — дебютным проектом в этой роли для нее стала экранизация романа «Что знает Оливия?» Элизабет Страут, удостоенного Пулитцеровской премии в 2009 году. Другой ее продюсерский проект – «Земля кочевников», премьера которого состоялась в 2021 году.
Этот фильм посвящен судьбам американцев, лишившихся работы после финансового кризиса и скитающимся по стране в домах на колесах. Этот сюжет перекликался с собственной историей МакДорманд, в которой она знает, каково это — постоянно быть в разъездах. За свою актерскую работу в этом фильме Фрэнсис удостоилась своего третьего Оскара и первого Оскара как продюсер, что вновь подтвердило, что карьерные границы не существуют — даже когда вам уже за тридцать, а ваша внешность не соответствует общепринятым стандартам.
Актерская работа и продюсирование отлично дополняют друг друга в жизни Фрэнсис, которая активно принимает участие в благотворительных проектах. Благодаря ее усилиям в Нью-Йорке функционирует The 52nd Street Project — социальная площадка, позволяющая детям взаимодействовать с местными артистами и пробовать себя в театральных постановках. Кроме того, она оказывала поддержку Центру помощи ЛГБТ-персонам в Лос-Анджелесе, фонду Леонардо Ди Каприо, работающему на сохранение последних нетронутых уголков планеты, а также Дому Рональда Макдональда, помогающему больным детям оставаться рядом с родителями во время тяжелого лечения.
Еще в 15 лет Фрэнсис впервые узнала о феминизме, и борьба за права женщин с тех пор стала одной из главных точек ее интересов. По мере увеличения ее популярности, МакДорманд все чаще привлекала общественное внимание к важности равной оплаты труда в киноиндустрии и за ее пределами, используя свои публичные выступления для этого. «Кто-то сказал мне, что цель феминизма — это равная оплата за равный труд. Я нашла эту идею разумной. Мне также сказали, что я могу добиться всего, что захочу, — и это действительно так», — отмечала МакДорманд в одной из своих речей в 2018 году. Однако она заверила, что многие этого так и не получили, а значит, равенства в оплате за равный труд еще нет, и это ее по-прежнему беспокоит.
На своей второй Оскарной церемонии в 2018 году, когда она получила награду за «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», Фрэнсис произнесла речь, посвященную женщинам в индустрии: «Если вы можете оказать мне такую честь, я бы хотела, чтобы все женщины-номинанты в каждой категории встали в этом зале рядом со мной: актрисы – Мэрил, если вы это сделаете, все остальные тоже сделают, давайте! — режиссеры, продюсеры, сценаристки, операторы, композиторы, авторы песен, дизайнеры. Давайте! Так, теперь посмотрите вокруг. Поверьте, у нас у всех есть что рассказать, и у всех нас есть проекты, которые требуют финансирования. Пожалуйста, не обсуждайте это с нами на вечеринках сегодня вечером. Пригласите нас в свой офис через пару дней — или приходите, как вам удобно, — и мы вам расскажем обо всем. А сейчас, дамы и господа, у меня два слова — инклюзивный райдер.»
Фрэнсис не ждет у моря погоды — она действует
С недавнего времени Фрэнсис перестала быть только актрисой — в ее жизни появилась продюсерская деятельность. Создав свое имя с нуля, она стала избирательнее в отношении предлагаемых ролей. В одном из интервью она открыто высказалась о продюсерах, призналась:
Нужно уметь говорить “нет”. Я поняла это слишком поздно, а до того снялась в десятках ужасных, просто отвратительных фильмов. В жизни обычные люди вроде меня обладают весьма ограниченной властью, но возможность в какой-то момент послать к черту очередного идиота всегда есть.
Именно поэтому она решила заняться продюсерством. С 2014 года Фрэнсис поддерживает проекты женщин-режиссеров. На данный момент таких всего четыре: «Земля кочевников», триллер «Каждая секретная вещь» Эми Берг, «Говорят женщины» и мини-сериал «Что знает Оливия?», снятый Лизой Холоденко по одноименному роману Элизабет Страут, где Фрэнсис также исполнила главную роль.
Эти карьерные решения позволяют Фрэнсис не только выбирать роли между множеством предложений, но и самостоятельно создавать плодородную почву для потенциально культовых образов.
Непринужденное поведение на публике
Непосредственность может быть охарактеризована как второе имя Фрэнсис МакДорманд. Она демонстрирует это всякий раз, когда становится в центре внимания — актриса свободна от комплексов, предвзятых мнений окружающих и всяких зажимов. Более того, она не считает себя звездой, редко согласна на интервью с журналистами, избегает светских мероприятий, скрывает город своего проживания и часто отказывает поклонникам в просьбах о фотографии, объясняя это тем, что не считает себя достойной становиться главной сенсацией чьего-либо дня.
Особенно ярко ее непосредственность и уникальное чувство юмора проявляются во время церемоний награждения Оскара. Так, ее речь во время награждения в 2018 году была признана одной из самых трогательных за последние годы — Фрэнсис пригласила всех женщин-номинантов в зале подняться, чтобы зал мог оценить их количество и разнообразие в гендерном отношении.
Похожие моменты в карьере Макдорманд были многими — актриса не знает стеснения. Она может часто появляться на одном и том же мероприятии в одном и том же образе, что совершенно не характерно для голливудской звезды. Она может вдруг вырезать сильное выражение или экстравагантно пошутить, что воспринимается одновременно и как нормально, и как странно.
Надуманные границы — это то, что Фрэнсис, судя по всему, не замечает. Кажется, именно такой неотступный следование своим принципам и позволяет ей оставаться на вершине в Голливуде на протяжении столь длительного времени, оставаясь при этом нетипичной звездой.
Актриса не боится возраста
В отличие от большинства своих коллег, МакДорманд начала получать серьезные драматические роли лишь после достижения пятидесяти, не стремясь при этом выглядеть молодой на экране. Для 63-летней женщины обладать культурной значимостью — это очень приятно, — делилась она в одном из своих недавних интервью: — Это нечто, чего я никак не могла ожидать, учитывая, как мне относились в индустрии. Я считаю, что эта перемена произошла не без моего участия, и я этим чертовски горжусь. Фрэнсис смело демонстрирует свой возраст как на экране, так и вне его: на последнюю церемонию Оскар (которая принесла ей две статуэтки, как актеру и продюсеру, за фильм «Земля кочевников») она решила не укладывать свои седые волосы и на лице не использовать макияж, и вышла на сцену в строгом черном платье с открытой обувью, а на премии в 2019 году вручала статуэтку Оливии Колман в шикарном розовом платье Valentino, сочетая его с демократичными салатовыми беркенштоками.
Фрэн борется с патриархальными предрассудками
Фрэнсис МакДорманд счастливо замужем более 35 лет за режиссером Джоэлом Коэном, с которым они совместно воспитывали приемного сына Педро, которому сейчас 26 лет. Однако на протяжении всей своей карьеры она решительно и активно противостояла всем стереотипам женственности и материнства. «Это моя личная феминистская позиция, и она существенно сказалась на моей профессиональной жизни,» — делилась актриса. — «Поскольку я играла женские роли, у меня была возможность изменить восприятие таких персонажей аудиторией. Даже если бы я не делала этого осознанно, это все равно отразилось бы, просто потому, как я представляю себя как женщина и как человек. Я стремлюсь быть несмотрящей на стереотипы, даже когда исполняю стереотипные роли.» Более того, Фрэнсис всегда выступает за равенство в киноиндустрии. Когда она в 2018 году приняла Оскар за свою главную роль в фильме «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», она использовала эту минуту славы, чтобы привлечь внимание к правам женщин. МакДорманд призвала всех номинанток на премию встать и, обращаясь к зрителям, произнесла: «Посмотрите вокруг, дамы и господа, ведь у всех нас есть что рассказать, и у всех нас есть проекты, которые требуют финансирования. Пожалуйста, не обсуждайте это с нами сегодня вечером на афтепати, — действительно хорошо, если вы пригласите нас в свой офис через пару дней, или сами можете прийти к нам, как вам удобно.» После чего она не оставила без внимания важное сообщение.
Фрэнсис впервые вышла на сцену в 14 лет, когда учительница в средней школе в Монессене заставила своих учеников разыгрывать шекспировские сцены после уроков. Она исполнила роль леди Макбет. Вскоре стала единственной стипендиаткой театрального колледжа Бетани в Западной Вирджинии (детям священников давали здесь привилегии), где играла Дезире из мюзикла «Маленькая ночная музыка» — эту роль когда-то исполняла известная актриса, вынужденно вернувшаяся в провинцию. Она, став известной актрисой, не оставила театральное искусство. После «Фарго» она ненадолго переехала в Великобританию, чтобы выступать в Дублинском театре. В 2011 году получила Тони за роль в бродвейской пьесе «Хорошие люди». А после завершения съемок в «Трех билбордах» вышла на сцену в Париже, с удивительной опытной театральной труппой Wooster Group, членом которой она была последние 20 лет.
Источник фотографий: Getty, кадры из фильмов