Желание пожертвовать своей свободой и добрым именем вынуждает героя Ю. Яковлева принять на себя ответственность за тяжелое преступление, которое он не совершал. Это обострение внутреннего конфликта и стало ключевой драматической интригой ленты.
Валерий Приемыхов
Валерий Михайлович Приемыхов — советский и российский актер театра и кино, а также режиссер и сценарист. Он обладал харизматичной внешностью, которая сочетала в себе элементы силы и хрупкости, грубости и интеллигентности, ярости и сдержанности. Возможно, именно эта многослойность его образа заставляла зрителей привязываться к экрану и сосредоточенно следить за его актерской игрой.
Приемыхов появился на свет 26 декабря 1943 года в Амурской области, в городе, который называется Куйбышевка-Восточная (в настоящее время — Белогорск). Его отец, Михаил Иванович, после окончания фабрично-заводского училища уехал на Дальний Восток, где женился на скромной и тихой Нине, которая стала матерью Валерия.
Детские годы Валерия были довольно счастливыми: он проводил много времени на улице с друзьям, мастерил разнообразные шалаши и плоты. В раннем возрасте он научился читать, и за каждой новой книгой ему приходилось преодолевать несколько километров до ближайшего поселка с библиотекой.
Валерий был не только погружен в мир литературы, читая произведения зарубежных классиков, но и активно занимался спортом. Он катался на лыжах и велосипеде, а иногда даже принимал участие в охоте на куропаток и глухарей. Его родители также привели его в местный хор, однако юному исполнителю не удалось проявить себя, и его исключили из него за отсутствие особых вокальных данных.
Во время обучения в школе, Валерий увлекся кинематографом. Сложившаяся ситуация в небольшом городке делала просмотр фильмов затруднительным — единственной доступной возможностью был местный кинотеатр. Это подтолкнуло подростка на хитрость: он научился подделывать входные билеты, приклеивая обратно корешки и подчищая даты лезвием.
Когда ему были нужны деньги, он продал один из таких билетов знакомой девушке, но свершив эту сделку, немедленно раскаялся. Это раскаяние стало толчком для написания его первой повести. Он отправил рассказ в местную газету, и его опубликовали всего через несколько дней. Тем не менее, о карьере писателя Валерий не задумывался, поскольку уже тогда был уверен в своем желании стать актером, несмотря на мнение отца.
В юности, поддавшись на уговоры родителей, Валерий попытался поступить в авиационный институт, но провалил вступительные экзамены и начал работать токарем. Вместе с друзьями по цеху он начал посещать народную студию, где они играли в местных театральных постановках.
В это время он решил продолжить обучение в Дальневосточном педагогическом институте искусств, расположенном во Владивостоке. Успешно преодолев вступительные экзамены, он обучался в нём до 1966 года. После окончания вуза Валерий вступил в коллектив Русского драматического театра имени Надежды Крупской. Однако, спустя некоторое время, он решил попытать счастья в столице и освоить профессии сценариста.
В 1969 году начинающий актер перебрался в Москву и поступил на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, где стал студентом известного советского кинодраматурга Иосифа Михайловича Маневича.
Учебное заведение предоставило Валерию комнату в общежитии, но ему все равно не хватало средств к существованию. В период учебы он подрабатывал сначала кочегаром, а затем устроился дворовым работником в библиотеке. Получив диплом в 1973 году, уроженец Амурской области занимался доработкой не слишком удачных работ коллег и одновременно искал возможности пробиться в кинематограф.
Сценарист
Дебют в кино для него начался прежде всего как сценариста. В 1975 году он в соавторстве с Вилем Липатовым написал сценарий к своему первому полнометражному произведению «Иван и Коломбина». Эта производственная драма за время проката собрала более 6,4 миллиона зрителей у экранов.
В том же году он сотрудничал с режиссером Георгием Синельниковым над созданием кукольной анимационной ленты «Кошки-мышки», основанной на детской пьесе Ефима Чеповецкого «Мышонок Мыцик».
Творческий путь
Первые серьезные роли актер сыграл еще на сцене Уссурийского драмтеатра. Как и многие заслуженные советские актеры, Валерий прошёл свой творческий путь к славе через развитие театрального мастерства, в кино он начал сниматься лишь в 1979 году, сыграв в драме Динары Асановой «Жена ушла в лице мужа» героини Елены Соловей. Однако его сценарный талант уже был признан обществом благодаря его работе над произведением «Иван и Коломбиана», которое вышло в 1975 году. Последующими проектами стали «Кошки-мышки», «Дикий Гаврила», «Житейское дело» и «Миг удачи».
Следующей его значимой ролью стал персонаж Игоря Новикова в социальной драме «Личная жизнь директора» 1981 года, где Валерий сыграл начальника крупного комбината. В 1982 году на экраны вышел фильм «Никудышная» под руководством Динары Асановой, где Приемыхов не только сыграл, но и написал сценарий. Главная героиня, Ольга Машная, изображавшая неуравновешенного подростка, впервые стала известна именно благодаря этому фильму, а позже их судьбы сошлись в совместном браке.
Творческий союз с Асановой стал одним из самых удачных периодов в карьере актера. За роль в фильме «Пацаны» 1984 года, где он сыграл начальника спортивного лагеря Павла Antonova, Приемыхов был удостоен государственной премии. Его персонаж стремился воспитать правильные ценности в молодежной среде, стремясь исправить ошибки в воспитании. Актер с правдоподобностью отобразил своего героя, что и объясняет его стремительный взлет популярности после выхода картины.
В 1984 году он выступает в качестве сценариста и исполнителя роли таксиста в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный…». В этой тяжёлой психологической драме отразилась проблема, с которой сталкивается молодежь. Дуэт известных актеров ещё раз подтвердил, что они прекрасно подходят друг другу, создавая ощущение скрытого влечения таксиста к симпатичной пассажирке.
Одна из самых знаковых ролей Валерия пришлась на фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» 1987 года. В паре с Анатолием Папановым они сыграли двух заключенных, осужденных по политическим статьям. Валерий исполнил роль Лузги, а Папанов, для которого эта работа стал последней, сыграл его сокамерника Копалыча. Благодаря съемкам в этом фильме он был удостоен звания лучшего актера года в 1988 году.
Валерий не стеснялся взять на себя роль режиссера в фильме «Штаны» 1988 года, к которому он также написал сценарий. Хотя криминальная драма не стала сенсацией в отечественном кинематографе, она открыла Приемыхова с новой стороны. Тем не менее, тяжелые времена 90-х сильно затруднили его карьерные успехи, не остановив при этом его творческий порыв.
В 1991 году он снимает фильм «Мигранты», рассказывающий о связи двух людей, совершенно не совместимых друг с другом. В 1992 году Валерий появился в боевике польского режиссера Владислава Пасиковского «Псы 2». После этого он исполнил одну из главных ролей в фильме Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло», а также в картинах «Крестоносец» 1995 года и «Мама не горюй» 1997 года. Последний раз он выступил в роли режиссера, работая над фильмом 1998 года «Кто, если не мы», в котором изображались судьбы трудных подростков в бандитскую эпоху 90-х. Одного из сложных подростков сыграл Артур Смольянинов, для которого эта роль стала дебютной.
Личная жизнь
В театральном институте Валерий сочетался гражданским браком со своей сокурсницей по имени Элла. Уже с первого курса они стали жить вместе в одной квартире. Элла родила ему дочь Нину, которая является единственным официально подтвержденным ребенком Валерия.
С фильмом «Пацаны» связано множество интересных фактов из личной жизни актера. Ольге Машной на тот момент было всего девятнадцать лет, но Валерий запомнился ей как обаятельный и энергичный партнер. На съемках, когда Приемыхову уже исполнилось 40, их отношения стремительно развивались. Через три года после начала работы над фильмом они поженились, но их брак оказался обречен на крах. Валерий, обладая большой популярностью у женщин, не раз был уличен в изменах. Через четыре года после свадьбы Ольга подала на развод, поскольку не могла больше терпеть его неверности.
На съемках картины «Штаны» Валерий встретил актрису Любовь Шутову. Их роман, родившийся в Одессе, перерос в полноценные отношения. Несмотря на то, что Шутова была замужем, а сам Валерий остался осторожен из-за своей прошлой неудачи, это не помешало влюбленным воссоединиться и создать семью.
Жизнь Валерия оборвалась внезапно в возрасте 56 лет. Утром в 2000 году он скончался от рака головного мозга. Страдая от частых болей, он обратился за духовной помощью к православной вере и к своим духовным наставникам. Однако это не продлило его жизнь, и всего через год после начала борьбы с болезнью он ушел из жизни в реанимации.
Сдержанность, вежливость и искренность, с которыми проявлял своих героев Валерий, навсегда останутся в памяти тех, кто имел счастье наблюдать его непревзойденный творческий путь.
Переехал во Владивосток, чтобы стать актером
Тем не менее, свою мечту стать актером Валерий не оставил. С началом приемной кампании он направился во Владивосток и подал документы в Дальневосточный педагогический институт искусств. Юноша успешно поступил на театральный факультет, где познакомился с Эллой Красовской. Они стали жить вместе, но не оформляли официальный брак — Приемыхов выступал против регистрации отношений. У этой пары родилась дочь Нина, но их студенческий союз быстро развалился из-за ревности Валерия.
Однажды, увидев Эллу рядом с молодым преподавателем, он не смог сдержаться и устроил драку. Впоследствии в интервью Приемыхов рассказывал, что даже не знал точно, было ли это свидание или Элла просто общалась со своим коллегой.
«Возможно, это и не свидание было, а просто деловой разговор на институциональную тему… Я бросился через улицу и с ходу ударил этого Эрлена, так что он упал, смахнув очки, и Элла закричала: «Не убивай Эрлена!» Меня еле оттащили, и Элла тоже пострадала.»
Не в силах терпеть регулярные вспышки агрессии Валерия, Элла решилась на разрыв. После этого Приемыхов покинул Владивосток и по распределению отправился в Фрунзе, где работал в Русском драматическом театре, отработав обязательные три года, прежде чем отправиться покорять столицу.
Холодное лето пятьдесят третьего / Мосфильм
Хотел писать рассказы и сценарии
В Москве Приемыхов понял, что в кино его более интересует написание сценариев, чем актерская игра. Он решил сосредоточиться на этом направлении и успешно поступил в ВГИК на сценарный факультет.
Валерий селился в студенческом общежитии. Денег всегда не хватало, и начинающий актер подрабатывал кочегаром, чтобы свести концы с концами. В дальнейшем ему предложили должность дворника в библиотеке — тогда дворникам выделяли небольшие комнаты на первх этажах, где можно хранить инвентарь и где можно было жить. Приемыхов, не раздумывая, согласился. А в свободное время он читал и писал сценарии.
Во время учебной практики в ВГИКе он завершил два произведения: «Дикий Гаврила» и «Миг удачи». Один из его сценариев, созданный в соавторстве с Вилем Липатовым для фильма «Иван и Коломбина” (1975), получил позитивные отзывы как у критиков, так и у зрителей. В дальнейшем Приемыхов начал сотрудничать и над другими кинопроектами в качестве сценариста.
«Я просто не умею отдыхать. И не я один такой. В принципе, все русские не умеют отдыхать. У нас нет той культуры отдыха, как в Америке, где отпуск планируется за полгода с необычайной тщательностью: люди ездят по различным агентствам, консультируются со знакомыми и потом ровно на 24 дня забывают обо всех своих делах. Когда же мы выбираемся на юг, то первая половина отдыха еще более-менее проходит, а затем мы лишь и думаем: когда же, наконец, домой, на работу,» — делился он своими размышлениями.
Судьба человека с Борисом Корчевниковым / Россия 1
Смерть Валерия Приёмыхова
В конце 90-х годов Валерий начал жаловаться на постоянные головные боли. По настоянию супруги он прошёл обследование в клинике, в результате которого ему был поставлен диагноз — рак мозга. Приёмыхов делал все возможное, чтобы бороться с болезнью, но, в конечном счете, она оказалась сильнее. 25 августа 2000 года стало известно о его кончине.
Причина смерти
Рак мозга был диагностирован Приёмыхову за год до его ухода из жизни. Узнав об этом диагнозе, Валерий Михайлович не стал делать из этого публичную тайну, но боролся за свою жизнь до самого конца. Он искал исцеления как у врачей, так и в церкви. Его лечили в онкологическом центре на Каширском шоссе в Москве, и он прошел курс лучевой терапии, но надежд на выздоровление это не дало.
Любовь Шутова вспоминает: «Он угаснул всего за три дня. Головные боли снова возобновились — его отвезли в реанимацию, где он держался только на лекарствах. Приехал отец Владимир, исповедал и причастил его. И уже на следующий день утром он ушел.»
Актёру на момент смерти было всего 56 лет.
Валерий Приёмыхов был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Высказывания о Валерии Приёмыхове
Катерина Васильева (актриса): «В жизни он был скромным и полным сомнений человеком.»
Владимир Грамматиков (кинорежиссёр): «В Приёмыхове сочетались детское ребячество и трогательная незащищённость.»
Людмила Шутова: «Каждый человек ответственен за свои поступки.»
Артур Смолянинов (актёр): «Он был очень искренным и непорочным. С одной стороны, он был настоящим мужчиной, а с другой — оставался ребенком.»
Александр Михайлов (актёр): «Игра Валерия Приёмыхова в дипломном спектакле произвела на меня огромное положительное впечатление. После этого я стал актёром.»