Безусловно, Быков с первых дней подчеркивал желание, чтобы Лена вернула сына — он стремился к полной и крепкой семье. Однако Санаева не могла ослушаться свою властную мать. В настоящее время актриса вспоминает о том, как именно Быков стал тем связующим звеном, который помог восстановить мир в семье, причем его обаяние и авторитетность смогли завоевать доверие как свекрови, так и тестю.
Трудная судьба и счастливая любовь лисы Алисы
Елена Санаева — актриса, обладающая ярким темпераментом и непростой судьбой. О нелегком жизненном пути и переосмыслении своей жизни в художественной манере рассказал в своей известной книге «Похороните меня за плинтусом» ее сын, Павел Санаев. Семейная жизнь Санаевых действительно была непростой.
Лена появилась на свет в разгар Второй мировой войны, в условиях эвакуации. Она была долгожданной дочерью; ее родители потеряли предыдущего ребенка, сына Алешу, что лишь усилило их привязанность и заботу о новорожденной девочке. Отец, Всеволод Санаев, к тому времени уже был известным актером, и в нелегкие годы, когда Лена была совсем крошечной, старался баловать ее, возвращаясь с работы каждый раз с куском сахара — единственным тогда доступным лакомством.
С раннего детства девочка страдала от болезненности. Из-за своей излишней худобы и физических недостатков, отец с иронией прозвал ее «Подгнилком». Эта шутка, к сожалению, нашла свое подтверждение, когда Лене около пяти лет диагноз желтухи поставил ее чуть ли не на грань жизни и смерти — эта болезнь часто носила летальный характер в послевоенные годы.
Однако мама оказалась тем спасителем, который вытащил девочку из беды. Лидия Антоновна, невзирая на трудности, находила даже маленькие суммы денег, чтобы позволить дочери лучшие продукты, необходимые лекарства и домашний творог из деревни. Боясь общественного мнения, она отвела Лену в церковь для крещения, и после этого, к их удивлению, состояние здоровья девочки стало улучшаться.
Совсем скоро родители с изумлением отмечают, что маленькая Лена, стоя перед игрушками, проявляет дар сценического искусства, читая с искренними эмоциями монолог Веры Марецкой из «Сельской учительницы». Исполненная чувств, девочка даже просила всех о смерти, показывая, насколько глубока была ее эмоциональная отдача в процессе исполнения.
Мама
К тому же, Елена действительно очень напоминала персонажа, описанного в романе её сына. В одном из своих интервью Елена Всеволодовна упоминала, что Паша открыл все, что было в их жизни: «Это была, безусловно, любовь, что двигало им». Мать была, безусловно, сильным характером и в полной мере посвятила себя семье. Она отличалась умом и ироничным чутьем, жаждала успеха и популярности, обижаясь на своих домашних, которые, не задумываясь, оставляли её одну с домашними хлопотами каждое утро.
Настоящая материнская любовь Лидии Антоновны к дочери была безграничной, и позднее к внуку Паше, которую она оберегала так, как только могла. Но этот страх потерять его заставлял её контролировать каждое его движение — она лечила его от воображаемых болезней и порицала за любые ошибки, что, конечно, создавало множество конфликтов в семье.
Елена Всеволодовна рассказывает в интервью о случае, когда её мама едва не потеряла рассудок. На коммунальной кухне она пошутила, рассказав анекдот, после чего к ним пришли люди — и мама испугалась. Зная о сталинских репрессиях, Лидия Антоновна, пребывая в полном шоке, разбила духи и сожгла подаренные открытки из Белграда, чтобы не дать повода для подозрений.
Она чуть ли не в истерике выскочила с дочерью из троллейбуса, когда ей показалось, что кто-то из пассажиров излишне пристально на нее смотрел. Она быстро схватила маленькую Лену и забрала её домой, пряча под одеялами, на словах объясняя, как нужно вести себя, чтобы не вызвать лишнего внимания — «Никому не открывай дверь. Из школы — сразу домой!»
Эти тревоги не могли не отразиться на папе Всеволода, который был вынужден отправить жену в психиатрическую больницу, чтобы она смогла получить квалифицированную помощь. Элективный шок стал одним из методов лечения. Впоследствии, хотя мания не вернулась, депрессия стала постоянным спутником Лидии Антоновны.
В будущем, когда планировалась экранизация повести, Елена Всеволодовна должна была сыграть свою мать. Однако Павел, по разным причинам, не смог осуществить съемку, и проект был передан другому режиссеру, который, изменив структуру и тональность сценария, значительно отдалился от оригинала. В итоге, кино вышло в свет, и Санаевы оценили его как неудачный, далекий от их представлений.
Начало актёрской карьеры
Завершив обучение в высшем учебном заведении, Елена начинает быстро восходить по карьерной лестнице — ей начинают предлагать ключевые роли в разнообразных фильмах.
В 1967 году на экраны вышел фильм «Генерал Рахимов», вскоре за ним последовали историческая драма «По Руси» и лента «Главный свидетель». Елена Санаева проявила выдающиеся актерские способности в этих трех произведениях, и вскоре имя актрисы стало широко известно как в творческих кругах Советского Союза, так и среди простых зрителей. Роль в новелле «Дума», где она сыграла главную роль, окончательно закрепила за ней успех в киноиндустрии.
Золотые годы
Скоро Елена познакомилась с известным режиссером Василием Шукшиным, который пригласил её на съёмки в романтическую комедию «Странные люди». Следующей значимой работой стала легендарная комедийная лента «Печки-лавочки». В обоих проектах Елена работала вместе со своим отцом, чьи таланты она старалась поддерживать. Её график стал довольно напряжённым, отмечая возрастающий интерес именитых режиссёров к её участию в главных ролях.
Одной из ролей, внесшей значительные изменения в её актерскую биографию, стала её работа над сказкой «Приключения Буратино», где она блестяще воплотила образ Лисы Алисы. После этой роли её начали пригласать на съёмки в детские фильмы и сказки, так как она отлично играла яркие комедийные персонажи. В течение нескольких лет на экраны вышли такие работы, как «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Жил-был настройщик», «Куда исчез Фоменко?» и ряд других фильмов в аналогичном жанре. Зрителям заметно понравилась как сама работа, так и игры основных героев.
К более серьезным сценариям актрису вернул Ролан Быков, предложив обеспечивать её роль классного руководителя в комедии «Чучело». Практически сразу за этой ролью последовали съёмки в детективе «Тайна Чёрных дроздов».
В двадцать первом веке Елена Всеволодовна продолжала оставаться востребованной актрисой, неуклонно принимая участие в разнообразных ролях в отечественных фильмах. Совсем недавно на экраны вышли такие картины с её участием, как «Парфюмерша», «Медсестра», «Новая старая сказка».
О мужьях
Первый брак Елены оказался поспешным и необдуманным. Стремление вырваться из-под контроля матери было необходимо, и поэтому, когда Владимир Конузин предложил: «Старуха, выходи за меня», она не раздумывая согласилась. В 1969 году на свет появился их сын Павел. Однако вскоре напряжение в их отношениях возросло, и однажды теща застала молодого зятя с другой женщиной. Елена тоже вскоре пришла к пониманию того, что ее мужу не нужны ни она, ни их сын.
Второй брак также стал компромиссом, как сама признавалась Елена Всеволодовна. — «Он был значительно меня моложе, был влечно влюблен, и это подняло мою самооценку. Не знаю, чем бы это закончилось, если бы не роман с Быковым.»
На момент начала их отношений ей было 30, а ему — 43 года. Быков был довольно невысокого роста — 158 см, она же превосходила его на 10 см, и поразительно, что он был лысоватым и довольно обычным. В то время как сама Елена имела яркую внешность, кроме того, она была дочерью народного артиста, секретаря Союза кинематографистов СССР.
Никто бы не подумал, что эти двое могут быть связаны любовью.
Сначала они начали совместные съёмки, и вскоре Быков, совершенно вне сценария, решился её поцеловать. После этого последовали признания в любви, вскоре он стал предлагать ей выйти замуж. Хотя искренне интереса Быкова не было в штампе, разворотить был период, за который он не мог получить развод. В итоге от предложения до свадьбы прошло целых 13 лет, но совместная жизнь продолжалась четверть века.
Ролан искренне считал, что Елена — его судьба, и стал великолепным отцом для Павла. Он не просто вырастил мальчика, но и способствовал его формированию как личности. Ему нравилось шутить: «Почему ты не родила его от меня?».
Только благодаря Быкову Павел стал писателем, — рассказывала актриса. — Иногда они могли засиживаться до ночи за беседами, и я убеждена, что нет ничего более важного.
Когда Ролан ушел из жизни (умер от рака в 68 лет), Павел, с заплаканными глазами, признался матери: «Я тебя люблю, но так, как Ролан, меня никто уже не поймет.»
Сама Елена Всеволодовна и подумать не могла, что после Быкова у нее будет другой муж.
О сыне
Ролан появился в жизни Елены, когда ее сыну Павлу исполнилось четыре года. Поскольку супруги были заняты съемками и рабочими поездками, мальчика пришлось доверить бабушке с дедушкой, где он и жил до своих 11 лет. Однажды он пришёл к матери с вопросом: «Почему мы не вместе?».
С тех пор для Ролана и Елены не существовало подготовки к отдельной жизни от Павла — куда бы они не ехали, он всегда был с ними, — делилась воспоминаниями актриса. — Иногда он оставался дома наедине, и в первый раз, когда я уезжала, нервничала: «Не открывай двери никому. Из школы — сразу домой! Тут еда и фрукты…» Вернувшись, я была удивлена: он всю квартиру убрал, сам приготовил обед, да еще и слепил пирожное «картошка».
Личная жизнь
Первый брак Елены Санаевой был заключен с инженером Владимиром Конузиным. Несмотря на появление на свет сына Павла, отношения не сложились: супруги не нашли общего языка, и родители мужа были крайне против самого союза. Так получилось, что Владимир больше не виделся с сыном.
Счастье в личной жизни пришло к актрисе через работу: на съемках фильма «Докер» она познакомилась с Роланом Быковым. Режиссер впечатлил новую знакомую и всю группу, поцеловав ее в губы уже спустя несколько часов после знакомства. Через год, в таллинском ресторане «Лидо», при присутствии Михаила Козакова и Зиновия Гердта он предложил ей выйти за него замуж.
Супруги выглядели абсолютно разными: она с ростом 168 см значительно превышала его, который, будучи коренастым, выделялся низким ростом. Ей только исполнилось 30, в то время как он был значительно старше, но влюбленные ощущали между собой удивительное единение.
Как отметила Елена Всеволодовна, ей приходило множество писем от ревнивых поклонниц, а первой жене Ролана также звонила. Тем не менее, ни одна из этих сложностей не помешала их отношениям.
Сначала их союзу противостояли родители Елены, которые отвели внука для воспитания к себе. Этот период детства Павел описал в своей повести «Похороните меня за плинтусом», что принесло ему литературную премию журнала «Октябрь».
Сын Санаевых, когда подрос, снялся в фильме «Чучело», а позже выразил желание работать только с теми режиссёрами, которые были похожи на отчима. Таковых, однако, не нашлось, и тогда Елена посоветовала ему выбрать другую профессию. Павел окончил сценарный факультет ВГИКа, стал одним из наиболее востребованных российских переводчиков, озвучивавшим иностранные фильмы, а позднее нашел себя в роли писателя.
Ролан Быков, справедливости ради, хотел усыновить сына Елены, говорил с Конузиным на эту тему, но тот так и не пришёл на встречу.
От сына и его жены Алены Фониной у Елены родилась внучка Вероника. Бабушка с удовольствием проводит время с внучкой, возит ее на занятия по живописи и вокалу.
Санаева и Быков создали крепкую семью, преодолевая все трудности, и были вместе до 1998 года. После кончины мужа, актриса основала благотворительный детский фонд в его честь, написала несколько книг, среди которых «Заколдованная принцесса», «Я побит, начну сначала» и «Стихи Ролана Быкова», а также сняла фильм «Жизнь на вырост» и выпустила фотоальбом с редкими снимками мастера.
Елена Санаева сейчас
Сейчас Елена Всеволодовна Санаева на протяжении своей творческой карьеры активно занимается театральным искусством. Она продолжает участвовать в спектаклях театра современной пьесы, таких как «Дурочка и зэк», «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное», «Эшелон». Кроме того, она не прекращает работу в рамках Фонда Ролана Быкова.
В 2023 году актриса прокомментировала новость о предстоящем ремейке «Приключений Буратино», который режиссирует Игорь Волошин, а над сценарием трудится Алексей Золотарев. Несмотря на высокие ожидания зрителей от работы этого звездного дуэта, Елена Всеволодовна выразила сомнение в том, что современным режиссерам удастся создать нечто более ценное, чем оригинальный фильм:
Не уверена, что сейчас есть режиссеры, capable of working with children. Это совсем другое — работать с детьми, а не со взрослыми.
Весной 2024 года в СМИ стали появляться сообщения о госпитализации Санаевой. Уточнялось, что она жаловалась на дыхательные проблемы на фоне сердечного заболевания, и медицинские специалисты заподозрили у неё легочную эмболию.
Позже Елена Всеволодовна вышла на связь и рассказала, что находится в реанимации из-за проблем с сердцем. Она поблагодарила медиков за их заботу, но опровергла слухи о конкретном диагнозе.
Поцеловал её в губы через пару часов знакомства и сделал женой: Как живут сегодня вдова и пасынок Ролана Быкова
Подписывайтесь и получайте на почту одну самых читаемых статей один раз в сутки. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Народная артистка Российской Федерации Елена Санаева известна многим еще по роли Лисы Алисы из «Приключений Буратино», однако сама актриса всегда стремилась к более глубоким персонажам. Помогала ей в этом ее муж — Ролан Быков, который снимал супругу в ряде своих фильмов. На самом деле, драматических событий в жизни Елены Санаевой было немало: она провела детство, окруженное психическим заболеванием матери, долго не могла вернуть к себе сына, а за три года пережила утрату почти всех близких. В этом году артистке исполнилось 82 года, и многие трудности остались позади. Но что скрыто за прошлым дочери актера Всеволода Санаева, вдовы режиссера Ролана Быкова и матери автора романа «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева?
Детство в тяжелое время
Всеволод Санаев, отец Елены, еще в юности переехал в Москву, чтобы развивать свои актерские навыки. Судьбу свою он встретил в Киеве, полюбив девушку Лидию Антоновну, которая оказалась моложе его на четыре года и училась в аспирантуре. Она оставила учебу и, пренебрегая родительским запретом, уехала с ним. В столице они нашли личное счастье, несмотря на нехватку средств: жизнь ощущалась уютной, рядом был любимый, и вскоре у них родился сын Леша — здоровый и подвижный мальчик.
Однако всё резко изменилось в момент начала войны. Лидия вместе с маленьким сыном оказалась в Алма-Ате, в то время как Всеволод сражался на фронтах, поочередно находясь в Борисоглебске и Саратове — разлука и страх обрушились на их семью. В то время единственным спасителем Всеволода был его старший сын, однако он не дожил даже до трех лет: подхватив несколько серьезных инфекций, мальчик трагически ушел из жизни в 1942 году. Мать, будучи уже беременной, встретила смерть сына как тяжелейший удар судьбы, и рождение Елены стало для нее истинным божественным даром.
Спокойствие не продолжалось долго: новая жизнь начала кровоточить, когда Елена, будучи маленькой, заболела желтухой. Болезнь проявлялась серьезными симптомами: жуткие кровотечения, появление синяков и асцит — всё это делало ее жизнь ужасной. Лечение получилось успешным лишь после возвращения семьи из эвакуации в Москву, когда её семья смогла обратиться за помощью к нескольким гомеопатам и после многочисленных усилий матери.
Жизнь стала возвращаться к норме: семью заполнили будни и работа Всеволода Васильевича, активно развивающего карьеру. Однако душевное состояние Лидии Антоновны продолжало ухудшаться: пережив жесточайший стресс во время войны, она так и не смогла избавиться от страха потерять свою дочь и мужа даже после того, как всё наладилось.
Елена с матерью, Лидией Антоновной.
Ещё один удар по её психике произошел, когда одна из соседок по коммунальной квартире написала анонимку на Санаева за рассказанный анекдот на кухне. После этого Лидию несколько раз вызывали на допрос в НКВД, что вызвало манию преследования и депрессивные состояния. Эти состояния затрагивали всю семью: Всеволоду иногда не хотелось возвращаться домой, даже несмотря на любовь к жене, а Елена, будучи маленькой, каждый день наблюдала, как её мать теряет рассудок. Жуткие моменты происходили, когда, страхуя слежку, Лидия внезапно могла, прервав прогулку, схватить дочку и ускакать куда-то или выпрыгнуть из автобуса. Всеволоду приходилось уйти в работу, чтобы покрыть расходы на лечение Лидии Антоновны.