Обычно в публичных домах работали девушки и женщины, у которых не было образования или профессии. Это чаще всего были крестьянки и мещанки. Проститутки из обеспеченных семей считались элитными, и их услуги могли позволить себе только богатые мужчины.
29 мая 1844 года. «Правила публичным женщинам»
29 мая 1844 года министр внутренних дел России утвердил Правила для публичных женщин (проституток).
В этих правилах, в частности, утверждалось, что публичные женщины должны следить за своей внешностью и как можно меньше использовать белила, румяна, сильнодушистую помаду, мази и жидкости для тела.
Женщины старше 16 лет, работающие в данной сфере, подлежали учету в врачебно-полицейских комитетах. У них забирали паспорта и выдавили специальные свидетельства – так называемые «желтые билеты». Им предписывалось проходить регулярные медицинские осмотры. Бордели могли содержать только женщины, которые также должны были следить за чистотой и порядком в заведении и не допускать несовершеннолетних клиентов к проституткам.
Правила запрещали принимать посетителей в воскресные и праздничные дни до окончания обедни и в Страстную неделю. Содержательницы публичных домов несли строгую ответственность за своё поведение и за состояние здоровья своих работниц.
Немного истории:
Основные правила для публичных женщин в царской России
Несмотря на все попытки властей искоренить проституцию, число женщин, занимающихся этой деятельностью, лишь росло, достигая, по состоянию на 1889 год, более 17,5 тысяч. Одновременно с этим увеличивалось и количество случаев заражения венерическими заболеваниями. Вместо применения строгих мер, решили попробовать другой подход: введение более жестких правил.
О желтом платье
Долгое время в России власти не думали о легализации и контроле проституции. Все их меры сводились к запретам и наказаниям. В 1736 году сенатский указ предписывал наказывать блудниц кнутом, а Петр I запретил размещать публичные дома вблизи солдатских полков, а женщин, пойманных с солдатами и офицерами, ссылают на принудительные работы. Екатерина Вторая в своем Уставе о благочинии 1782 года не возражала против существования домов терпимости, но требовала их удалять подальше от глаз общественности и разрешала открывать их только в строго определенных местах. Павел I отправил проституток на фабрики в Иркутске и, чтобы облегчить их обнаружение, установил одно четкое правило – они должны были носить желтые платья, чтобы отличаться от остальных женщин.
Только Николай I, под влиянием министра внутренних дел Л. Перовского, решил не только легализовать проституцию, но и установить строгие правила и контроль над ней. В 1843 году был создан специальный комитет с задачей контроля за распространением венерических заболеваний. В мае 1844 года принятые Правила для содержательниц публичных домов касались не только условий работы, но и установок по этикету для работниц.
В правилах был установлен строгий возрастной ценз – работать могли лишь женщины старше 16 лет, что соответствовало брачному возрасту на то время. В циркуляре 1901 года эта планка была поднята до 21 года, что соответствовало состоянию законов о совершеннолетии в то время.
Правила запрещали проституткам обслуживать несовершеннолетних и студентов. Запреты также основывались на православных законах: девушкам не разрешалось принимать клиентов по воскресеньям и праздничным дням до обедни.
Есть спрос? Будет предложение
В начале XX века столица России была одним из самых богатых городов в мире, что привлекало туда молодых, энергичных и, как правило, холостых мужчин. Спрос порождал предложение, и женское тело в те времена рассматривалось как товар: согласно известной русской пословице, «курица не птица – баба не человек». Чтобы контролировать проституцию, госорганы приняли специальный закон о проституции, и к середине XIX века в Санкт-Петербурге открылись первые публичные дома. Параллельно с этим возникли врачебно-полицейские комитеты для регистрации женщин, занимающихся проституцией. Торговля женским телом стала легким бизнесом, хотя и обществом, и государством была не одобрена. Тем не менее, считается, что этот закон защищал секс-работниц того времени, оберегая их жизнь и здоровье.
Как это было организовано. Табель о проституции запрещал принимать на работу в бордели девушек младше 16 лет (в 1901 году возраст был повышен до 21 года). Документ запрещал обслуживать студентов и несовершеннолетних, также девушкам не разрешалось работать в дни церковных праздников, но до обедни. Закон также регламентировал работу домов терпимости: права женщин, условия их жизни, обязанности и возможности хозяйки. Как сообщает портал Arzamas, содержать такой дом имела право только женщина в возрасте от 30 до 60 лет (в дальнейшем правила ужесточились, предписывая, что хозяйкой может быть только женщина от 35 до 55 лет). Хозяйка получала 75% от заработка своих работниц за предоставление помещений, света, отопления, питания, белья, одежды и обуви, а взамен должна была следить за их гигиеной, документами и регулярными медицинскими осмотрами. Главной обязанностью хозяек было записывать девушек на учет в Врачебно-полицейский комитет, где у них забирали паспорта, а взамен выдавали Заменительный билет.
В 1844 году государственными органами были приняты Правила для публичных женщин, которые защищали их права, предписывая содержательницам обращаться с ними кротко, не шутя с притеснениями и не нанося побоев. Женщинам также разрешалось покинуть дом терпимости без оплаты долгов хозяйке, если они могли доказать свои намерения исправиться, пробыв необходимое время в учреждениях, таких как Общество сестер милосердия.
Желтый билет
Заменительный билет, так как его бланк имел желтоватый цвет, именовался желтым билетом. На нем была фотография женщины и запись: «Настоящий заменительный билет выдан проститутке (имя и фамилия), родом из (населенный пункт), (возраст)». К билету также прилагалась книжка, где фиксировались медицинские осмотры и уплата пошлин. Медосмотры должны были проводиться два раза в неделю. По закону, женщина должна была предъявлять эту книжку клиенту по первому требованию. В то же время, клиенту не было обязательным предоставлять справки о своем здоровье. В Санкт-Петербурге появились выражения «по желтому билету» и «билетные». Мы помним, как у Достоевского отец Сони Мармеладовой с горечью говорит о том, что: «дочь моя по желтому билету живет-с.»
Желтый билет легализовал занятие проституцией, придавая женщине своего рода статус: он мог принадлежать как красивой бывшей гимназистке или дворянке, прекрасно говорившей по-французски и живущей в комфортабельном заведении с лакеями, так и бедной крестьянке, от энного количества ночевок в грязных злачных местах и съемах углов в ночлежках. Единственное, что у «билетных» были расчетные книжки, что давало определенную финансовую независимость. Однако хозяйки по сути все равно часто обманывали своих работниц, загоняя их в невыносимые условия, практически рабства.
Хотя теоретически женщины могли обменять желтый билет назад на паспорт, закон предусматривал определенные обстоятельства для этого: замужество, поступление в богадельню, нахождение опекуна, который мог продемонстрировать свое намерение вернуть девушку к нормальной жизни. Имелось даже удивительное событие, когда несколько еврейских девушек, не имеющих никакого отношения к проституции, использовали этот трюк, чтобы покинуть черту оседлости: они встали на учет в Врачебно-полицейский кабинет, получили желтые билеты и обучались в Психоневрологическом институте Бехтерева.
Легализация проституции
Ситуация поменялась при Николае I. Учитывая, что запретительные меры не давали ожидаемого результата, и количество венерических заболеваний в стране росло, император издал специальный указ, который легализовал публичные дома, но предписал, чтобы они функционировали под строгим контролем полиции и медицины.
Профессия проститутки была признана официальной, а доходы публичных домов облагались налогами. По этому расчету, четверть гонорара полагалась девушкам, а три четверти получала их хозяйка.
29 мая 1844 года Министерством внутренних дел были установлены правила содержания публичных домов. Открывать такие заведения позволяло только с разрешения полиции, и его могла получить лишь благонадежная женщина в возрасте от 30 до 60 лет. В число работниц борделя запрещалось брать девушек младше 16 лет, а в качестве посетителей – несовершеннолетних и учащихся учебных заведений. Содержательница борделя несла ответственность за девиц, и ей не разрешалось доводить их до исчерпанности неумеренным трудом.
Прием посетителей в воскресные и праздничные дни до окончания обедни был запрещен, так же как и на Страстную неделю.
Бордели не имели право указывать вывески и должны были находиться на значительном расстоянии от церквей и учебных заведений. В них могло быть пианино и разрешалось на нем играть. Все остальные игры, включая даже шахматы, строго запрещались. Более того, в таких заведениях не разрешалось украшать стены портретами царственных особ.
Жрицы любви должны были становиться на учет в полиции, получая специальный желтый билет взамен паспорта. Обладатели этого билета обязывались регулярно посещать баню и проходить медицинские проверки, организуемые полицией. Если кто-то торговал своим телом не по закону, на неё могли донести, и она могла оказаться на приеме у полиции во время облавы, а желтый билет в таком случае выдавался обязательным образом. Теперь ей предстояло зарабатывать себе на жизнь, занимаясь этой самой древней профессией.
Как были устроены публичные дома и кто там работал
Среди проституток встречались и уличные, на которых обращались те, кто только начинал в этой профессии, или те, кто уже потерял популярность. Работать в публичном доме считалось более престижным, чем на улице.
Бордели разделялись на разряды: самые дорогие предназначались для элиты, где клиентам предлагались самые разнообразные услуги, вплоть до организации групповых оргий. Эти заведения больше напоминали клубы, где была богатая обстановка, и подавались дорогие вина и закуски. Самые дешевые же дома представляли собой грязные притоны, которые в основном посещали представители преступного мира.
Чаще всего в домах терпимости работали женщины из низших сословий, такие как крестьянки и мещанки, не обладавшие ни образованием, ни специальностью. Представительницы интеллигенции и тем более дворянства встречались очень редко, и цена за услуги такой элитной проститутки была крайне высока.
Обычно в руки владельцев борделей попадали девушки и женщины, оказавшиеся без жилья и источника дохода – это могли быть бывшие горничные, фабричные работницы, часто уже совращенные каким-либо мужчиной. Иногда содержательницы публичных домов сначала оказывали таким женщинам помощь, потчевали, одевали их, а затем предлагали работу. Многие соглашались на это, так как не видели других возможностей для существования. Иногда в бордель набирали девушек из числа уличных, которые еще не успели утратить свою молодость и привлекательность. Случалось также, что владелица знакомилась с девушкой, только что приехавшей из деревни в поисках заработка. Она могла обещать ей должность, но в скором времени выяснялось, что трудиться придется совсем в другой сфере…
Проституткам часто меняли имена, представляя их клиентам как грузинских княжон, турчанок или маркиз. Хотя на самом деле за столь экзотическим образом чаще всего скрывалась простая женщина с именем, например, Маша Петрова.
На 1901 год в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало более 15 000 женщин. Однако после революции большевики стали ревнителями морали и проституция была объявлена вне закона.
Почему Николай I легализовал жриц любви, и как работала система после ввода желтых билетов
Подписывайтесь на наши обновления, и на вашу почту раз в день будет приходить одна из самых читаемых статей. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Во первой половине XIX века проблема венерических заболеваний стала весьма актуальной: до 15% солдат и граждан в больших городах были заражены сифилисом. Основными переносчиками болезни считались проститутки, которые не находились под каким-либо контролем со стороны государства и медицинских учреждений. В 1843 году Николай I предпринял попытку изменить ситуацию и издал закон, который разрешал женщинам заниматься проституцией только после получения специального документа – желтого билета.
Что вынудило Николая I легализовать древнейшую профессию в России
Проституцию справедливо называют древнейшей профессией – как показывают исторические данные, женщины, занимающиеся этой деятельностью, существовали еще до нашей эры. В древних цивилизациях имелись храмовые проститутки, которых не только почитали, но и закон охранял так же, как и добропорядочных гражданок.
Однако в Российской империи жрицы любви традиционно относились к самым низким социальным слоям, и работа в данной области после XVII века была официально запрещена. Однако, несмотря на закрытие борделей и принудительные рабочие меры к женщинам, число проституток продолжало расти, что вместе с этим поднимало и уровень венерических заболеваний.
Поняв по тщетным опытам предшественников, что карательные меры не способны сдерживать проституцию и её последствия, Николай I принял решение легализовать дома терпимости. В 1843 году по специальному указу императора публичные женщины получили право на законное ведение своей деятельности, находясь под строгим медицинским и полицейским контролем.
Кому и на каких условиях выдавали желтые билеты
После указа царя проститутки были обязаны вставать на учет в специально созданные врачебно-полицейские комитеты, где у них забирали паспорта и выдавали вместо них желтые – заменительные – билеты и медицинские книжки. Официальный статус жрицы любви могли получить любые 16-летние девушки, но с условием, что они не могли быть девственницами. В противном случае, даже более возрастные кандидатки подлежали отказу после медицинского освидетельствования. В 1901 году возрастные ограничения для начинающих проституток повысили до 21 года согласно действующему законодательству о совершеннолетии.
Обмен документов резко ограничивал права женщин. Получив желтый билет, они теряли возможность обеспечивать себя любым иным способом, кроме продажи тела. Возврат паспорта для желающих покинуть эту жизнь становился долгим и сложным процессом, нередко невозможным. Впрочем, даже безнадежная репутация не позволяла надеяться на какие-либо перемены в будущем, вынуждая женщин заниматься проституцией до глубокой старости или полного разрушения здоровья.
К тому же согласно Правилам 1844 года, у каждой обладательницы желтого билета требовалось проходить медицинские осмотры два раза в неделю, результаты которых фиксировались в санитарной книжке. Лечение проституток при выявлении заболеваний должно было осуществляться за счет государственного бюджета. Однако со временем, из-за чрезмерной загруженности медицинских специалистов – они должны были осматривать 200-300 женщин за 4 часа – обследование стало формальностью, сосредоточенной только на явных симптомах.
Жить-поживать
В тех же николаевских Правилах 1844 года проституткам было разрешено проживать не в борделе, а снимать жилье, однако им строго запрещалось делить его с другими работницами. В Правилах 1861 года уже было предусмотрено послабление – разрешалось жить с соседкой. Переезд в другую квартиру должен был происходить исключительно с разрешения полиции.
Если женщина работала в публичном доме, она обязана была отдавать не более трех четвертей своего заработка хозяевам. Взамен она получала обеспеченные условия: помещение с электричеством и отоплением, полноценное питание, необходимое белье, одежду и обувь – все необходимое для работы и жизни, но без излишеств. Если она проработала менее года и решила покинуть бордель, ей приходилось вернуть всё, что ей купила содержательница, и забрать только те вещи, с которыми пришла. Если она отработала более года, то всё нажитое имущество оставалось ей.
Если проститутка задолжала содержательнице, По Правилам она могла когда угодно покинуть заведение и не возвращать ни копейки. Однако ей полагалось отработать определённое время в Организации сестер милосердия или другом подобном учреждении как доказывающее желание исправиться.
О правилах гигиены и поведения
Правила предписывали женщинам как можно чаще омывать половые органы. После каждого приема было рекомендуется пользоваться спринцовкой, а затем по возможности сменять белье. Каждую неделю обязательно нужно было посещать баню, а в дни менструации – отдыхать от работы.
Кроме того, публичные женщины должны были выглядеть опрятно, и правила запрещали им злоупотреблять вином и косметикой. Вести себя следовало скромно и благоразумно, не приставать к прохожим и не зазывать их к себе. Им также было запрещено делать непристойностей в общественных местах и гулять группами. Обязательно придерживаться расстояния от церквей и учебных заведений.