Прогноз относительно лечения тревожных расстройств, как правило, имеет положительный оттенок, если применяется комплексный подход, включающий как медикаментозные средства, так и психотерапевтические методы. Если над ребенком присутствует поддержка и понимание со стороны родителей, учителей и других взрослых людей, это значительно способствует более оптимистичному прогнозу.
Как помочь ребенку с тревожным расстройством: рекомендации психолога
Нормальные социальные и поведенческие реакции на различные жизненные ситуации, даже если они негативные, играют неотъемлемую роль в психическом здоровье. Чувство тревоги не всегда свидетельствует о наличии психологических нарушений; его испытывают как взрослые, так и дети, при этом частота проявления тревожности может варьироваться в зависимости от индивидуальных черт характера и особенностей личности. Однако, когда состояние тревожности становится хроническим, оно утрачивает статус нормального, и в таких случаях требуется обращение за помощью к специалистам. В данной статье будут рассмотрены основные причины тревожности у детей и предоставлены рекомендации для родителей тревожных детей от профессионального психолога.
Психологи проводят четкое различие между терминами «тревога» и «тревожность». Тревога определяется как эмоциональное беспокойство, связанное с конкретной ситуацией; основывается она либо на реальной угрозе, непосредственно касающейся человека или его близких, либо на субъективных предчувствиях. Следовательно, тревога может порождаться плохими предчувствиями или мимолетными опасениями. Она имеет адаптивный характер, побуждая человека к защитным действиям и способствуя преодолению опасных обстоятельств, тем самым не оказывая разрушающего влияния на психику.
Тревожность, в свою очередь, обозначает патологическую предрасположенность к переживанию волнения по разным, зачастую надуманным причинам. Это выражается в постоянном и устойчивом эмоциональном дискомфорте, напоминающем страх. Тревожность может проявляться как хроническое чувство нездоровья или же как приступы панических атак.
Признаки тревожности у ребенка
Тревожность чаще всего отмечается у детей с чувствительной нервной системой, которые могут быть впечатлительными или неуверенными в себе. У такого ребенка постоянно возникает беспокойство, он часто проявляет признаки капризности и раздражительности. Дети с тревожными расстройствами могут испытывать мышечное напряжение и затруднения с концентрацией внимания, а также страдать от нарушений сна.
Среди других признаков тревожного расстройства можно выделить:
- Невозможность сосредоточиться на одном деле в течение длительного времени, быстрая утомляемость и отсутствие интереса к конечному результату;
- Сильное смущение в компании сверстников, даже если ситуация, казалось бы, располагает к общению;
- Проявление раздражительности и агрессивности по отношению к окружающим людям в ответ на обычные действия;
- Плаксивость, физическая неустойчивость и скованность;
- Частые разговоры о своих страхах и страх перед сном, нередко сопровождающиеся ночными кошмарами;
- Страх перед сложными задачами и неуверенность в том, что ребенок справится с ними;
- Физические проявления стресса, такие как покраснение лица и пот, при попадании в непривычную обстановку.
Если указанные симптомы проявляются не эпизодически, а регулярно, с высокой вероятностью специалист может поставить диагноз тревожного расстройства.
Если ребенок – дошкольник
Как может проявляться тревожная личность у детей, находящихся в дошкольном возрасте? Ребенок может ощущать необходимость находиться вблизи родителей на детской площадке, постоянно находя укрытие за их спиной, или же он может избегать игр с другими детьми. Он редко подходит к новым детям первым и не начинает общения самостоятельно.
Дети с тревожным расстройством могут испытывать постоянные опасения по поводу обычных действий. Скатиться с горки для них может казаться опасным из-за высоты или возможности упасть и испачкаться. Когда речь идет о катании на каком-либо аттракционе, они могут выражать сомнение, что смогут это сделать, боясь упасть или столкнуться с насмешками. Кроме того, на дому такие дети, как правило, предпочитают играть в зоне видимости одного из родителей и периодически ищут их, проверяя, находятся ли они в безопасной зоне — чаще всего на кухне.
Уход матери даже на непродолжительное время может сопровождаться сильным плачем, так как детей тяжело оторвать от их родителей.
Как правило, такие дети привыкают к одной и той же одежде, и всячески избегают примерять что-то новое. С подобной настороженностью они относятся и к пище, предпочитая ограниченный ассортимент блюд, редко соглашаясь попробовать новые. Им сложно адаптироваться к изменениям в повседневной рутине, и они требуют строгого соблюдения установленного распорядка. Многие родители замечают, что их дети придерживаются особых ритуалов в последовательности действий или расположении предметов, которые требуют от других членов семьи полного соблюдения.
Долгое время они могут фиксироваться на ситуации, которая доставила им дискомфорт или вызвала негативные эмоции.
Например, если воспитатель в детском саду когда-то попросил прийти пораньше (даже в шутку, сказанную на ухо маме), ребенок может помнить об этом несколько недель и впереди каждого утра напоминать родителям о возможности опоздания. Нередко они просыпаются раньше обычного, пытаясь сделать утро своим родителям менее напряженным.
Даже мимолетные образы на экране телевизора, которые могут показаться негативными или пугающими, надолго запоминаются тревожным ребенком, чего другие дети даже не замечают. Эти образы могут создавать пугающие ассоциации в темноте, вызывать ночные страхи и плач во сне.
Младшие школьники
С возрастом тревожность может трансформироваться в более конкретные страхи, как обоснованные, так и необоснованные. Когда ребенок начинает чувствовать опасность повсюду, он может сообщать родителям о нежелании гулять на улице, ездить в гости, смотреть фильмы или ложиться спать. Он может настаивать на том, чтобы в комнате оставался свет, и ночью часто приходит к родителям. Внешне он может казаться рассеянным, неготовым к занятиям, постоянно напряженным.
Часто такие дети начинают сравнивать себя с другими, что усилит их неуверенность и может привести к замкнутости, нежеланию общаться с другими детьми. Несмотря на доброжелательную атмосферу в классе, ребенок может с явным нежеланием идти в школу и иногда полностью отказываться от посещения любимых кружков или секций.
Тревожность у младших школьников может проявляться также в виде циклических тикообразных движений — непроизвольных сокращений мышц лица (например, частое моргание, движения носом и ртом), также сюда входят вокализмы, такие как покашливания, шмыганье носом или прочищение горла. Могут наблюдаться запинки и даже заикания.
Заметны и вредные привычки, такие как обгрызание ногтей, накручивание волос на пальцы, сосание элементов одежды. В некоторых случаях могут наблюдаться проблемы с мочеиспусканием как в дневное, так и ночь время.
На фоне постоянного стресса у таких детей могут возникать различные соматические симптомы: боли в теле, тошнота, рвота, расстройства пищеварения, головные боли, скачки артериального давления. При проведении медико-диагностических исследований обычно не удается выявить первопричины этих проявлений.
Общие сведения
Тревожные расстройства у детей представляют собой широкую группу эмоциональных расстройств, которые наблюдаются в детском возрасте. С каждым годом их распространенность продолжает расти. В настоящий момент они занимают второе место среди психических заболеваний в детской и подростковой практике (после расстройств поведения). Активные исследовательские работы, проводимые в последние 20 лет, позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь внесены в классификаторы болезней, такие как Международная классификация болезней (МКБ-10) и Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV).
Эпидемиологические данные показывают, что распространенность тревожных расстройств составляет от 4 до 15% среди различных возрастных групп. Наиболее подверженными тревожным симптомам являются дошкольники и младшие школьники. У девочек чаще встречаются разновидности расстройств с выраженными эмоциональными компонентами, в то время как у мальчиков отмечаются соматические симптомы, такие как проблемы с пищеварением и сном, а также головные и брюшные боли.
Причины
Тревога — это естественная реакция человека, которая активизирует внимание и включает механизмы борьбы или бегства в угрожающих ситуациях; однако с усилением тревоги процесс адаптации может нарушаться. Постоянное психофизиологическое напряжение приводит к истощению и вызывает тревожные расстройства. В частности, у детей пусковыми механизмами этих расстройств могут быть:
- Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований показывают, что предрасположенность к интенсивной тревоге может передаваться по наследству и обусловливаться особенностями гуморальной регуляции и функционирования центральной нервной системы. Также под группу риска попадают дети, имеющие пренатальные или натальные поражения нервной системы.
- Стиль воспитания. Симптомы тревоги могут формироваться под влиянием определенного отношения родителей к своему ребенку. Избыточная опека и директивные методы воспитания могут способствовать развитию тревожных расстройств, особенно если родители обладают чертами психастении.
- Психотравмирующее событие. Часто тревожность у ребенка может быть спровоцирована переживаниями, связанными с болезнью, разлукой с близким человеком, кардинальным ухудшением материального положения семьи, катастрофами или природными и военно-политическими потрясениями. Одиночные психотравмирующие воздействия дети могут пережить легче; однако повторяющиеся случаи повышают риск невротических нарушений.
Классификация
- Общее тревожное расстройство (ОТР) — это состояние, при котором дети и подростки испытывают непрерывное чувство тревоги и беспокойства на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Они могут постоянно волноваться относительно учебы, отношений с друзьями и родственниками, состояния здоровья и других тем, которые ранее не вызывали таких сильных переживаний.
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) проявляется в виде навязчивых мыслей (обсессий) и ритуалов (компульсий). Например, ребенок может часто думать о возможности заразиться болезнью, и чтобы предотвратить это, он будет несколько раз подряд мыть руки.
- Фобии — это сверхмощные и необоснованные страхи перед определенными людьми или ситуациями. Некоторые дети могут бояться животных, высоты или темноты, также могут иметь страх перед вымышленными существами или социальным взаимодействием.
- Панические атаки — резкие и неожиданные приступы интенсивной тревоги с заметными физическими симптомами.
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это расстройство, возникающее у тех, кто пережил серьезную травму или потрясение, такие как домашнее насилие, насилие в школе или несчастные случаи.
Симптомы
- Навязчивые мысли или страхи — ребенок может испытывать неуверенность или беспокойство по конкретной причине или без явной на то причины.
- Переживание физических симптомов — таких как учащенное сердцебиение, потливость, дрожание, боли в груди и мышечное напряжение, что может вызывать еще большее беспокойство.
- Нежелание покидать дом.
- Избегание определенных ситуаций или мест.
- Снижение настроения, появление апатии, потеря интереса к учебе, социальной жизни и повседневным занятиям.
- Проблемы со сном, включая бессонницу или частые пробуждения.
- Агрессивные выпады — тревожное состояние может выражаться через агрессивное поведение или резкие перепады настроения.
Для получения помощи в помощи ребенку необходимо проконсультироваться с детским психиатром. Позвоните врачу.
Первая помощь при тревожных расстройствах у подростков
- Объясните ребенку, что он не виновен в возникшую ситуацию;
- Осознайте, насколько сложно ему справляться с его болезнью;
- При возможности, ознакомьтесь с информацией касаемо психических и психологических расстройств;
- Не стесняйтесь спрашивать напрямую о том, что чувствует ваш ребенок;
- Избегайте обсуждения болезненных тем в присутствии подростка;
- Помните, что обстоятельства могут измениться, и убедите ребенка в возможности выздоровления.
Важно, чтобы подросток, столкнувшийся с проблемами тревожных расстройств, посетил специалиста. Своевременное обращение к врачу снижет вероятность появления осложнений хронических заболеваний.
Классификация подростковых патологий
Патологическая тревожность в подростковом возрасте может иметь свои особенности и проявляться в разнообразных формах:
- Фобическая;
- Обсессивно-компульсивная;
- Генерализованная;
- Тревожно-депрессивная;
- Паническая;
- Посттравматическая стрессовая;
- Сепарационная;
- Селективный мутизм и др.
Фобические тревожные расстройства
Устойчивые и явно выраженные фобические реакции проявляются в виде страхов, которые не имеют под собой реальной угрозы. Обычно они возникают в ожидании встречи с конкретной ситуацией или объектом. Подросток может осознавать нецелесообразность своих страхов.
Наиболее распространенные формы фобий:
- Социофобия — страх оказаться в центре внимания, боязнь оценок другим людьми, ощущение страха совершить ошибку. У подростка возникает чувство стыда и унижения в определенных обстоятельствах.
- Агорафобия — страх находиться в многолюдных местах.
- Изолированные фобии — может включать страх высоты, боязнь змей, пауков и иных объектов.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
ОКР характеризуется наличием навязчивых идей (обсессий), которые приводят к формированию компульсий (навязчивых ритуалов или действий). Ребенок не может избавиться от таких навязчивых мыслей, что отражается на его поведении. Среди наиболее распространенных обсессий можно выделить:
- Страх заболеть опасным заболеванием;
- Боязнь причинить вред себе или окружающим;
- Страх быть атакованным;
- Обсессивные мысли на религиозные или сексуальные темы.
Генерализованное тревожное расстройство
Это состояние характеризуется сильной, непрерывной тревогой, которая возникает по любому поводу и может случаться в любой момент. Подросток зачастую сильно беспокоится по мелочам и начинает фиксировать свое внимание на всех опасностях, соотнося их со своей личной жизнью.
Признаки данной патологии могут включать быструю утомляемость, суетливость, постоянную беспокойность. Подросток сталкивается с проблемами сна, снижением концентрации и ухудшением памяти, а также часто испытывает раздражительность и мышечное напряжение.
Тревожно-депрессивные расстройства
Данная патология заключается в совокупности признаков тревоги и депрессии. Основные признаки включают:
- Низкое настроение;
- Постоянная тревога и беспокойство;
- Ощущение надвигающейся катастрофы — например, смерти или неизлечимой болезни.
Это психическое расстройство может развиваться на фоне стрессовых обстоятельств, недостаточного внимания со стороны родителей и давления со стороны сверстников.
Панические расстройства
Данная патология проявляется в частых панических атаках, которые могут быть связаны с сильным беспокойством. У подростка могут возникать соматические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, сильное потоотделение, дрожание рук и учащенное дыхание.
Посттравматическое стрессовое нарушение
Эта форма расстройства возникает после перенесенного психотравмирующего события, оказавшего сильное воздействие на психику ребенка. Ситуации, которые могут приводить к этому нарушению, включают автомобильные аварии, утрату близких, случаи насилия и прочее.