Как директор Мосфильма Иван Пырьев ломал судьбы отказавших ему актрис

По завершении войны Иван Пырьев представил зрителям свою мощную мелодраму «Испытание верности». Этот фильм привлек внимание 31,9 миллиона зрителей, что обеспечило ему третье место среди лидеров кинопроката 1954 года. «Испытание верности» стало девятой и последней совместной работой Ивана Александровича с актрисой Мариной Ладыниной.

Иван Пырьев

Имя Ивана Пырьева известно каждому, кто увлекается советским кинематографом. Его жизнь представляет собой путь от беспризорника крестьянского происхождения до режиссера, ставшего известным не только в пределах СССР, но и за его пределами. В профессиональной среде Иван Александрович получил репутацию лучшего матершинника в советском кино, что не раз приводило к дисциплинарным взысканиям за резкое обращение с коллегами на съемочной площадке. Что касается зрителей, то они были очарованы его комедиями, несмотря на то что многие отмечали: веселые и трудолюбивые главные персонажи совершенно не соответствовали реальности их повседневной жизни.

Биография Ивана Пырьева берет свое начало в селе Камень Томской губернии (ныне это город Камень-на-Оби). Его родители были крестьянами, и когда мальчику исполнился всего три года, его отец погиб в результате драки. В младшем возрасте Пырьев попал под опеку деда-старообрядца Осипа Комогорова, а в восемь лет ему пришлось устроиться работать пастухом. Мать, уехавшая на заработки сразу после трагедии, вновь появилась в его жизни только тогда, когда он завершил начальное образование в церковно-приходской школе.

Когда ему исполнилось 11 лет, мать забрала его с собой в небольшой город Мариинск, где у нее уже был новый супруг — торговец фруктами по фамилии Амиров. Подросток подрабатывал в лавках и продавал газеты и папиросы в поездах. К сожалению, с отчимом Ивану не удалось установить доверительных отношений, так как тот часто злоупотреблял алкоголем и не стеснялся поднимать руку на пасынка. Устав от побоев и унижений, Иван однажды схватил топор, чем испугал Амирова, который в итоге обратился в полицию с жалобой. Пырьев, понимавший, что дальнейшее совместное существование невозможно, решил покинуть семью.

После года, проведенного на улице, 15-летний Иван попал в воинский эшелон и отправился на фронт. В ходе Первой мировой войны он проявил невероятное мужество во время разведывательных операций и был удостоен Георгиевских крестов 3-й и 4-й степеней. Во время Гражданской войны он присоединился к Красной армии, занимая сначала рядовую позицию, а впоследствии став политруком и агитатором, занимаясь ликбезом.

Жизнь привела Пырьева в Екатеринбург, где, несмотря на работу, он не оставлял театр и начал посещать театральные студии и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский. Летом 1921 года Иван впервые стал свидетелем выступления труппы МХАТа, посетивших Урал с гастролями. Восхищенный уровнем исполнения артистов, он решил отправиться в Москву, чтобы глубже изучить театральное искусство.

В столице он начал свою карьеру в 1-м Рабочем театре Пролеткульта и завершил обучение в актерском и режиссерском отделениях Государственной экспериментальной театральной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда, после чего полностью погрузился в кинематографическую деятельность.

Фильмы

Во время учебы Иван дебютировал на экране в короткометражном фильме «Дневник Глумова». Однако его большей заинтересованностью были не съемки, а руководство процессом, поэтому после завершения обучения он стал ассистентом у известных режиссеров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова, а также занимался написанием сценариев.

Иван Пырьев в молодости

В 1929 году Ивану Пырьеву удалось реализовать свой первый независимый проект — немую сатирическую комедию «Посторонняя женщина». К этому фильму ряд режиссеров отказались работать из-за сценария, но дирекция Совкино, обострившаяся в поисках решения, без колебаний предложила постановку Пырьеву, который воспользовался предоставленной возможностью. Критики положительно оценили его работу, и её упомянули в журнале «Советский экран».

Следующим знаменитым фильмом Пырьева стала политическая драма «Государственный чиновник» (1931), которая положила начало новой странице в советском кинематографе. Забавно, что первоначальная версия этого фильма, снятая в 1929 году в формате сатирической комедии, была слишком резкой и не получила разрешения на прокат, что вынудило режиссера и его семью покинуть Москву. Однако министр культуры Анатолий Луначарский принял сторону режиссера и вскоре руководством Союзкино было предложено пересмотреть фильм, что позволило зрителям увидеть конечный результат.

В 1930 году Иван начал работу над новой картиной «Деревня последняя», но его уволили с киностудии за создание фильмов, которые не отвечали интересам государства. Некоторое время Пырьев работал в Ереване, но позже снова вернулся в Москву и согласился создать заказную антикапиталистическую драму «Конвейер смерти», которая произвела большое впечатление на Госкино и зрителей.

Несмотря на дальнейшие трудности, его следующий фильм «Партийный билет» стал причиной его увольнения с Мосфильма. Сценарий серьезно изменился под его влиянием, хотя история о том, как героиня выявила в муже диверсанта, неожиданно пришлась по вкусу партийной номенклатуре на закрытом показе в санатории ЦК ВКП(б). Затем сам Иосиф Сталин потребовал, чтобы фильм вышел в широкий прокат, что значительно повысило политическую значимость творения и принесло его создателю всесоюзную известность.

Это интересно:  Липовый врач-шоумен развлекал публику недоношенными детьми и спас тем самым 6500 малышей

После этого Институт у телевидения — лифты Пырьева перевели в Киевскую киностудию. Именно там режиссёр проявил себя в музыкальной комедии, что лишь усилило его репутацию.

С комедией «Богатая невеста», ставшей первой в ряду самых успешных работ Пырьева, была связана настоящая полемика. Местные кинематографисты обрушили нешуточные обвинения на режиссера за неточности в изображении украинского фольклора. Поскольку главные роли исполняли московские актеры Марина Ладынина и Федор Курихин, а второстепенные — преимущественно украинские артисты, съемочный процесс фактически оказался под угрозой. В средствах массовой информации, а также на уровне Украинского кинокомитета Пырьева обвиняли в подрыве местного колхозного движения и искажении крестьянской жизни Украины.

Хотя комедия оказалась отложенной на неопределенный срок, и дальнейшие фильмы Пырьева могли больше никогда не увидеть свет, в 1938 году «Богатую невесту» увидел сам Сталин, который распорядился срочно выпустить её в прокат. Результат оказался просто сногсшибательным — Иван Александрович получил орден Ленина и вернулся на Мосфильм, где стал активно выпускать музыкально-романтические фильмы с Мариной Ладыниной в главной роли.

Влияние Пырьева достигло такого уровня, что он мог открыто дискутировать с руководством кинофабрики:

Если вырежете хоть один кадр, можете убрать мою фамилию из титров.

Несмотря на то, что в фильме «Трактористы» некоторые сцены всё-таки были вырезаны, Пырьев не пришел на премьеру в Доме кино, но получил Сталинскую премию благодаря успеху сборов.

Марина Ладынина

Биография Ивана Пырьева едва ли была бы столь примечательной, если бы не его страсть к женщинам. Пырьев, полностью используя свою власть и положение, привлекал к себе актрис, и практически ни одна из них не оставалась без внимания.

Ада Войцик

Иван был трижды женат. Его первой супругой стала актриса Ада Войцик, которая успела пережить времена, когда влияние её мужа было ещё несравнимо меньше. Она сыграла в ленте «Партийный билет» (1936), а затем продолжила свою актерскую карьеру уже без участия Пырьева.

К моменту выпуска этой ленты Иван уже испытывал сильные чувства к своей будущей второй жене — Марине Ладыниной. Их знакомства состоялось на выходе из киностудии Мосфильм, и вскоре он сделал ей предложение руки и сердца, не уведомляя её о том, что уже был женат. В 1938 году Марина стала матерью, родив сына Андрея, и после этого Пырьев наконецоформил развод с Адой и связал свою судьбу с Мариной.

Марина Ладынина

Ладынина играла в главных ролях во всех его фильмах данного периода, включая «Богатая невеста», «Трактористы», «Кубанские казаки» и многие другие. На протяжении долгого времени она терпела интрижки своего супруга, возможно, закрывая глаза на то, как актрисам, отказавшим Пырьеву, были сломаны карьеры. Последним фильмом, в котором приняла участие Ладынина, стал «Испытание верности» (1954 года). На съемках у них возникли серьезные конфликты, но развод произошел позже.

Трактористы (1939 г.)

С тех пор Марина Ладынина снялась лишь в одном фильме, который так и не был выпущен в прокат. Официальной причиной отсутствия ролей она называла желание остаться в глазах зрителей молодой и привлекательной. Однако, скорее всего, главной причиной было вовсе не это.

Екатерина Савинова

Кадр из фильма Приходите завтра (1963 г.)

Екатерина Савинова стала популярной после роли Любочки в фильме «Кубанские казаки» (1949). В течение года Иван Пырьев всячески проявлял к ней интерес, однако Савинова оставалась непреклонной. Однажды он пригласил её к себе в гости с явными намерениями, на что она ответила ему пощечиной. В ответ на это Пырьев использовал все свои связи, чтобы лишить её ролей. Савинова часто приезжала на пробы и успешно их проходила, но так и получала отказ. Она не стремилась играть в театре, считая главной целью свою карьеру в кино. После ряда эпизодических ролей ей удалось получить роль Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра» (1963), что случилось лишь благодаря тому, что съемки проходили в Прибалтике.

Марина Ладынина

Союз между Мариной Ладыниной и Иваном Пырьевым стал одним из самых известных в советском кино. Их пути пересеклись, когда актриса еще училась в ГИТИСе. Несмотря на юный возраст, у неё уже была первая попытка замужества с сокурсником Иваном Любезновым, которая завершилась разводом.

Любовный треугольник между Пырьевым, Войцик и Ладыниной продолжался несколько лет. Режиссер то ставил точку в отношениях с Ады, чтобы вернуться к любовнице, то вновь восстанавливал брак. В результате сын Пырьева и Ладыниной, Андрей, носил фамилию матери.

Актриса Марина Ладынина

В 1936 году Пырьев принял решение окончательно переехать к любимой, которая вскоре стала его женой. Их творческий и личный союз продлился почти два десятка лет. Иван Александрович сделал из своей супруги блистательную звезду экранов, систематически снимая её в своих самых знаменитых картинах. Ведь актриса была обладательницей пяти Сталинских премий, в то время как у Пырьева было шесть. Однако их брак закончился из-за постоянных измен Ивана. Сначала Ладынина закрывала глаза на похождения мужа, но вскоре её терпение иссякло. Замечательно, что их последней совместной работой стал фильм под названием «Испытание верности».

Это интересно:  Смерть в белом халате: 9 самых жестоких врачей, оказавшихся серийными убийцами

После расставания с Пырьевым актриса практически покинула мир кино. Существуют слухи, что ей было предписано находиться в черном списке не только Мосфильма, но и всех прочих киностудий Советского Союза. Согласно другой версии, Марина Алексеевна желала остаться в воспоминаниях аудитории молодой и привлекательной.

Марина Ладынина и Иван Пырьев на съёмках

Лишь в 1965 году 56-летняя актриса сделала исключение, участвуя в фильме «Люди остаются людьми», который не был показан публике. Ладынина зарабатывала на жизнь спектаклями, концертами и творческими вечерами, а последние десять лет своей жизни провела в уединении. Только Наина Иосифовна Ельцина, вдова Бориса Ельцина, иногда навещала её: помогала деньгами, находила ей путевки в санатории и организовывала лечение. Марина Алексеевна пережила своего бывшего мужа на 35 лет и в редких интервью предпочитала не обсуждать его. «Человек умер, что о нем вспоминать», — лаконично отмечала пожилая актриса. О наследстве Пырьева после его кончины в 1968 году сыну Ладыниной не досталось практически ничего. Умерший оставил на своей сберкнижке лишь 16 рублей. «В нашем доме была очень простая обстановка, родители не покупали антиквариат или драгоценности. Отец тратил все, что имел. Так и жили эти люди», — вспоминал наследник артистов.

Екатерина Савинова

Екатерина Савинова стала одной из многих, кто попал под влияние Ивана Пырьева. После прослушиваний на роль в «Кубанских казаках» (1949) он пригласил её к себе в кабинет, чтобы поработать над личностью персонажа. За закрытыми дверями начались неприемлемые домогательства, на что Савинова отреагировала, дав ему пощечину.

В ответ на это Пырьев проявил жестокую месть. В последующие десять лет Екатерина не получила ни одной заметной роли. Однако её карьера снова заиграла новыми красками благодаря фильму «Приходите завтра» (1963), но актриса не успела порадоваться успеху, так как незадолго до съемок у нее возникли проблемы со здоровьем — она заразилась бруцеллезом от сырого молока, что стало причиной осложнений на нервную систему и способствовало медленно прогрессирующей шизофрении.

Актриса Екатерина Савинова

Все оставшееся время Савинова зависела от медикаментозной терапии, часто проводя время в больницах. В периоды ремиссии она гастролировала и принимала небольшие роли, но чувствовала себя обузой для своих близких. В 1970 году, в возрасте 43 лет, актриса переехала в Новосибирск к своей сестре и закончила свою жизнь, бросившись под поезд.

Людмила Марченко

Как директор Мосфильма Иван Пырьев ломал судьбы отказавших ему актрис

Молодая Людмила стала той самой любовью, которая разрушила брак между Ладыниной и Пырьевым. Режиссер, который был старше неё на 40 лет, потерял голову от любви к Марченко.

Людмила не разделяла его чувств, но охотно принимала его внимание и покровительство. Пырьев оказывал ей поддержку в вопросах карьеры, сняв для неё квартиру в центре столицы. Он даже предлагал ей выйти за него замуж, но она, ссылаясь на разницу в возрасте, всячески уклонялась от ответов. По её словам, родители не могли дать согласие на такой союз.

Несколько лет Пырьев продолжал надеяться на успешный брак с Людмилой, однако она влюбилась в актера Олега Стриженова. Это принесло Ивану огромную ярость. Он разгромил её квартиру и пообещал, что она больше никогда не появится на экране.

Так и случилось. Личная жизнь Людмилы также не сложилась. Она сделала аборт от Олега, а второй брак распался — её муж оказался ревнивым и подверженным слухам. В результате одной из потасовок её сильно избили, и актрисе изуродовали лицо.

С надеждой вернуться в кино ей пришлось расстаться. Людмила стала регулярно употреблять алкоголь, и её состояние с каждым годом ухудшалось. В конечном итоге, Марченко ушла из жизни, не дожив до 60 лет.

Ия Арепина

Как директор Мосфильма Иван Пырьев ломал судьбы отказавших ему актрис

Как и Екатерина Савинова, Ия Арепина получила неприемлемое предложение от Пырьева. Эту ситуацию она восприняла крайне негативно. Ия, не будучи девушкой безхарактерной, решила обратиться с жалобой. Но Пырьева подобные кляузы не расстраивали — на тот момент его карьера уже была на пике.

В итоге именно Ия стала жертвой его мести. Пырьев распространил слух о её конфликтном характере и призвал коллег избегать её, подвергнув актрису общественному осуждению. После этого Ия неплохо сыграла в фильме Шукшина, что стало возможным только после смены руководства в Мосфильме.

Это интересно:  Почему Олега назвали Вещим: тайны исторической личности

После этого значительные роли в её карьере больше не возникали. Прошло много времени, и играть юных героинь она уже не могла.

Ия Арепина

«Вся Россия была влюблена в неё», — говорил о Ие Арепиной премьер Лионелла Скирда. В середине 60-х, когда о исполнительнице роли Маши Мироновой мечтали тысячи мужчин, один влиятельный режиссёр также испытал к ней чувства. Говорят, это был именно Иван Пырьев.
Во время съемок он сделал ей предложение отношений, на что Ия с решительным отказом покинула съёмочную площадку и ещё написала жалобу в дирекцию. Сохранив достоинство, она снова не была прощена ни потом.

Как директор Мосфильма Иван Пырьев ломал судьбы отказавших ему актрис

Из-за срывов съемок она получила выговор и запомнилась как актриса, с которой никто больше не хотел работать. Лишь спустя 14 лет после «Капитанской дочки» она снялась в фильме «Калина красная» Василия Шукшина. Других заметных ролей у неё в карьере больше не случилось.

Лионелла Скирда

Лионелла Скирда появилась на свет 15 марта 1938 года в Одессе. Она окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского, после чего работала в Театре-студии киноактера. В кино Лионелла дебютировала в 1961 году небольшой ролью в музыкальном фильме «Вольный ветер».
В 1964 году актриса исполнила главную роль в ленте знаменитого режиссера Ивана Пырьева «Свет далекой звезды». Пырьев был на 37 лет старше Лионеллы. К тому же седовласый режиссер был романтично влюблён в молодую и очаровательную актрису Людмилу Марченко. Ради неё он даже закончил брак со своей второй женой Мариной Ладыниной, хотя чувства его к Марченко не были взаимными, что и позволило Лионелле занять её место. В 1967 году она вышла замуж за Пырьева и приняла его фамилию.
Лионелла так вспоминает о первой встрече с Пырьевым: «Я снималась тогда в картине ‘Вольный ветер’ и опоздала на съемки, потому что проспала. Прихожу, а мне говорят, что меня вызывает Пырьев, тогдашний художественный руководитель творческого объединения. Все перед ним трепетали, и я тоже так переживала. Захожу в кабинет, а он смотрит на меня и говорит: ‘Деточка, опаздывать нельзя.’

Как директор Мосфильма Иван Пырьев ломал судьбы отказавших ему актрис

Лионелла Скирда и Иван Пырьев
Да, он был сентиментальным, нежным и мягким человеком. Любимые женщины у него всегда стояли на пьедестале. За шесть лет, которые мы прожили вместе, я никогда не видела в его поведении ни жестокости, ни бестактности, не слышала даже повышенного тона.
Иван Александрович не был человеком богемного образа жизни, и наш дом тоже не отличался таковыми чертами. Дни рождения он обычно праздновал в узком кругу семьи, куда непременно приглашались близкие друзья: Луков, Бернес, Роман Кармен. Я, конечно, не пекла пироги и торты — это не моё.
К тому же Иван Александрович не был любителем изысканной пищи; он предпочитал простую русскую кухню: каши, вареное мясо, борщи. Однако он любил каши и картошку с большим количеством масла, а я с этим не соглашалась, потому что это вредно для здоровья и сосудов. В то время я была молода и возмущалась… А он только улыбался и шутил: ‘Ты понимаешь, кому ты делаешь замечания? Перед тобой — народный артист СССР.’

Как директор Мосфильма Иван Пырьев ломал судьбы отказавших ему актрис

Разница в возрасте в 36 лет меня не смущала. Напротив, это даже радовало меня: я чувствовала себя защищенной, а он, в свою очередь, стал для меня первооткрывателем. Мне, конечно, импонировала его широта мысли, дружелюбие и отзывчивость, с которыми он всегда откликался, когда кому-то нужна была помощь. Сегодня пишут о нем много небылиц, о его безумных выходках и жестокости. Однако я никогда не знала его таким.
В 1967 году Пырьев начал экранизацию романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Главную женскую роль он доверил своей новой супруге. Однако закончил свою картину Пырьев так и не успел. В феврале 1968 года он скончался.
Сразу после смерти мужа Лионелла Пырьева вышла замуж за Олега Стриженова, которого, по её собственному признанию, она любила с юности. Это удивительное совпадение: в своё время она была третьей женой Пырьева и вскоре стала третьей женой Стриженова, который раньше уже был женат на актрисах Марианне Стриженовой и Любови Земляникиной.

Как директор Мосфильма Иван Пырьев ломал судьбы отказавших ему актрис

Лионелла Скирда и Иван Пырьев на съемках фильма «Братья Карамазовы»
Пырьев ушел из жизни во время съемок своего последнего фильма «Братья Карамазовы». Считается, что он просто выгорел на работе, и это вполне логично, если вспомнить его насыщенную трудовую биографию.
«Я никогда не видел его спокойным», — вспоминал в своих мемуарах редактор и сценарист Иосиф Маневич, работавший с Пырьевым на Мосфильме, — «даже в гробу еле заметная пырьевская улыбка угадывалась при взгляде на него, когда я стоял в почетном карауле…»

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий