Вопрос о значении названия фильма «50 оттенков серого» привлекает особое внимание. Мелодрама демонстрирует все нюансы многогранного характера главного героя Кристиана Грея, отображая его сложную природу: от черной, представляющей темные его стороны, до белой, указывающей на светлые аспекты его души.
Какие сцены из фильма 50 оттенков серого не стоит повторять дома
Екатерина Любимова, известный секс-коуч и основатель международной сети Тренинг-центр СЕКС.РФ, посетила премьеру одноименного фильма, и поделилась своими мыслями о том, как картина может одновременно помочь и навредить современным парам.
Появившись в кинотеатре, я ожидала увидеть нечто на грани дозволенного. Повсеместная истерика вокруг этого фильма и участившиеся протесты против его экранизации создавали предпосылки для ожидания действительно жестких сцен. Однако на практике фильм оказался более трогательным, чем аморальным. Хотя в некоторых эпизодах я считаю рейтинг 18+ целесообразным, для взрослых, психически здоровых индивидуумов, которые осознают свои действия и желания, фильм не принесет никакого вреда. Более того, пары, оказавшиеся в состоянии интимного истощения, могут быть вдохновлены лентой и решить добавить немного остроты в свои привычные отношения.
В целом, я верю, что фильм может сыграть важную роль в том, чтобы пробудить у женщин в России искреннюю заинтересованность в занятиях сексом не как в обмен на что-то, а ради собственного удовольствия. К тому же, книга, на основе которой он создан, уже сделала ощутимый вклад — результаты анонимных опросов показывают, что женщины, прочитавшие ее, стали более открытыми в вопросах секса, заинтересовались эротическим бельем, пробовали новые позы, а некоторые даже сделали свои первые шаги в секс-шоп.
Можно ли считать фильм руководством к действию?
Важно понимать, что «50 оттенков серого» — это художественное произведение. Это вымышленная история, которую создали профессионалы, и в качестве учебного пособия по сексу она абсолютно не может выступать. Во-первых, даже если сценаристы предлагают зрителям несколько интересных идей для интимных игр, настоящие БДСМ-сессии выглядят совершенно иначе. Они основаны на строгих правилах, требующих уважительного подхода и соблюдения этики. Так что некоторые действия, которые впечатляют Анастейшу на экране, могут оказаться болезненными в реальной жизни и чреваты как психологическими, так и физическими травмами. Во-вторых, многие сцены созданы для визуального эффекта; как признают сами актеры, в реальности их исполнение гораздо более сложно и напоминает акробатические трюки, а не половой акт.
Анастейша в фильме переживает вдохновение от действий, которые вызывают у нее восторг, однако такие же поступки в реальной жизни могут привести к неприятным ощущениям и даже травмам. В наше время существует множество непрофессиональных сообществ, которые обещают обучить навыкам, схожим с теми, что демонстрируются в кино, не обладая при этом ни психологическим образованием, ни знаниями в области сексуальной практики. Результатом такого «образования» может стать не только получение травм, но и нанесение вреда партнеру.
Когда мы запустили тренинг «Фантазии», который включал презентацию линейки товаров для взрослых «50 оттенков серого», мы понимали, что это довольно рискованное занятие. Поэтому мы обучали девушек основам безопасности: использованию аксессуаров, базовым позам бондажа и фиксации, а также обозначению нужных и запрещенных зон для воздействия, чтобы добавить ярких ощущений в их интимную жизнь, не причиняя вреда. Мы стараемся донести до учениц, что ключевыми принципами БДСМ-практики являются разумность, согласие и безопасность. И если они решат углубиться в это увлечение и связаться с представителями БДСМ-субкультуры, это решение должно быть осознанным.
Как понять, что ты готов к БДСМ-экспериментам в своей спальне?
Во-первых, важно осознать, что интерес проявляется именно к БДСМ-практике, а не к искусству, литературе или другим объектам, в которых этот элемент вызывает привлекательность. Это критично, поскольку в процессе игры вы можете ощутить, что поза или техника, которые выглядели заманчиво на экране или страницах книги, в реальной жизни вас пугают и вызывают дискомфорт. Если вы давно увлекаетесь этой темой, читаете специализированную литературу или посещаете тренинги, это одна история. Но если после просмотра «50 оттенков серого» вы решили просто применить шлепок в качестве доминирования, не зная при этом зон, на которые нельзя воздействовать, никаких техник нанесения ударов, вы рискуете испортить свой опыт и, возможно, развеять все желание к сексуальным экспериментам на всю жизнь.
Во-вторых, не стоит начинать свои сексуальные эксперименты с участия в экстремальных сессиях с профессионалами, которые практикуют БДСМ на протяжении многих лет. Вероятно, ваш интерес к БДСМ не так глубок, и вам может не понравиться углубляться в эту сферу. Поэтому лучше начинать с уюта и безопасных техник бондажа и фиксации, легких ролевых игр и контрастных прикосновений.
Что касается определения своей роли, то вариантов может быть три: доминант (верхний партнер), сабмиссив (нижний партнер) или свитч — универсальный игрок, который может находиться в роли как доминирующего, так и подчиняющегося, извлекая удовольствие из обеих позиций. Определить свою роль можно через простые психологические упражнения, которые применяются в нашем тренинге. Например, пара может встать лицом друг к другу и взять друг друга за руки. Кто первый протянет руки, и чья рука окажется сверху, тот, вероятно, более склонен к доминированию. Или же один партнер может закрыть глаза другому и вести его по комнате, а затем поменяться ролями. Кто-то обязательно почувствует себя комфортнее в роли ведомого, а кто-то – в роли ведущего. Именно так можно начать осознавать свои желания в игровом БДСМ, когда собственные стремления еще не совсем ясны.
Происхождение:
Кристиан Грей родился в Детройте. Его мать, Элла, была высоко зависима от наркотиков и работала проституткой, а ее сутенер относился к ней с презрением и проявлял агрессивность к самому мальчику.
Трагедия настигла Кристиана в четыре года, когда его мать покончила с собой. Бедный мальчик целых четыре дня оставался с ее телом, надеясь, что Элла обратит на него внимание, до того момента, как полиция обнаружила их и забрала его из этого жуткого места. Этот опыт оставил у Кристиана глубокие психологические травмы, которые будет преследовать его на протяжении всей жизни, и они неоднократно проявятся в виде ужасных снов, отражающих его детские переживания.
Неудивительно, что о хороших воспоминаниях о матери у миллиардера не осталось. На протяжении всей жизни Кристиан избегал нежных слов о ней, именуя ее разве что «наркоманкой» или «шлюхой», и то лишь в редкие моменты. Его новой семьей стали Греи. В тот роковой день, когда мальчика доставили в больницу, там находился Тревельян Грей, который в дальнейшем усыновил его вместе со своим мужем Карриком Греем. Процесс усыновления затянулся на неопределенное время, и пока шла бумажная волокита, Кристиан временно жил в другой приемной семье, где его воспитывал Джэк Хайд.
Спустя время новая семья переехала в Сиэтл, где молодожены усыновили девочку по имени Мия Грей. Это событие стало для Кристиана важным моментом; к тому времени он с осторожностью относился к своему сводному брату Эллиоту и даже испытывал к нему некоторые опасения.
Молодость:
В подростковом возрасте Кристиан страдал от изменений настроения, и его капризы часто провоцировали ссоры и драки с одноклассниками. Он также начал увлекаться алкоголем, что было типично для подростков из неблагополучных семей. Родители обращались к психологам с просьбами помочь им, но Кристиан не терпел их, и это лишь усиливало его протест.
В пятнадцать лет он начал подрабатывать у Елены Линкольн, подруги его приемной матери. Именно она соблазнила его и лишила девственности, познакомив с миром БДСМ и его особенностями.
Позже Кристиан говорил, что именно БДСМ научил его управлять своими эмоциями и контролировать себя. Эта практика привила ему холодность и некоторую отстраненность от окружающего мира, позволяя направлять свой гнев в безопасное русло.
Елена оставалась его «госпожой» в течение шести лет. Их отношения прекратились после того, как её муж узнал о романе и жестоко избил ее, после чего ей понадобилась госпитализация. Тем временем Кристиан поступил в Harvard, выбрав факультет политики и экономики. Учеба давалась ему не так легко, и в конечном итоге он был отчислен после двух лет, проведенных в университете, в течение которых не проявлял особого интереса к учебе. Тогда ему пришла в голову мысль открыть свой бизнес.
Елена, хотя и перестала быть его госпожой и любовницей, предоставила ему кредит на сто тысяч долларов, который стал стартовым капиталом для его бизнеса. Так из скромного начала выросла известная компания Grey Enterprises Holdings.
Образ Кристиана как вкусная конфетка
Такие персонажи, как Кристиан Грей, очаровывают и завораживают, заставляя нас не замечать их немалых недостатков и проблем. Мы видим в них блестящую жизнь и наслаждаемся их вниманием к нам, что в свою очередь пробуждает давние детские мечты о принце на белом коне и заставляет верить, что такие истории имеют шанс на хороший конец.
Кристиан использует свою доминирующую природу, чтобы скрыть травму, возникшую из-за брошенности (он вырос без матери, ушедшей от наркотиков) и пытается отыграть свои чувства на женщинах, с которыми заключает временные контракты. Эти контракты коротки, чтобы поддерживать иллюзию, что «все девушки не достойны его», как и его мать, которая в свое время его оставила.
Анастейша, которая тоже растет без отца и с чередой сменяющихся мужчин, ищет любовь недоступного мужчины для того, чтобы заполнить свою собственную пустоту. Кристиан — богатый, знаменитый и ранее не замеченный с девушками, что делает его недоступным для большинства. Получая его внимание и любовь, она испытывает смешанные чувства: радость и подавленный гнев, ощущая, что не просто соблазнила миллиардера, но и укротила настоящего тирана.
Однако ради этого состояния «укротительницы» Анастейша на первом этапе отношений подчиняется всем его требованиям и выходкам. По мере развития этих отношений она понимает, что такая «любовь» не имеет будущего, и хочет изменить условия контракта.
Кристиан не ищет глубокую эмоциональную связь и привязанность; ему проще заключать контракты, где четко прописаны условия и санкции, что дает ему иллюзии контроля. Анастейша, не требуя от него изменения, ведет себя так, что у него практически нет выбора. Она начинает осознавать его внутреннюю боль и погружается в эту глубину.
С этого момента начинается процесс реабилитации отношений, когда жертва пытается вырваться из зависимости, установив свои собственные границы — как моральные, так и физические.
Новые чувства, охватившие Кристиана во время ухода Анастейши, напугали его до глубины души. Он не может справиться с их накалом и сбегает, оказавшись в кризисной ситуации. Но Анастейша не попадает под его манипуляции, не играет роль спасителя, не жалеет его и не старается помочь ему. Возникает решающий момент, когда Кристиан понимает, что больше не может жить без любви к ней — именно тогда и происходит преобразование их отношений (любовь, свадьба и создание семьи).
На экране и страницах романа мы наблюдаем сценарий мечты, однако насколько он реалистичен в жизни? Что делать, если вы оказались в похожих отношениях? Ни один участник не вступает в отношения безосновательно — каждый имеет право выбирать.
В начале отношений мы даем согласие или, наоборот, отвергаем предложенные условия. Однако у каждого из нас есть свои травмы и комплексы, которые мы стремимся замаскировать через преимущества, которые обретем в рамках определенного союза, даже принимая дискомфорт.
Часто в конфетно-букетный период мы не осознаем серьезности минусов — мы смотрим на мир через розовые очки и надеемся, что партнер изменится, если мы сможем его переделать.
Выбором рулят наши травмы и потребность психики
Крайне важно объективно оценить реальные условия контракта — избегать созависимости, спасательства или роли жертвы, не ожидать от отношений невозможного, не заблуждаться и честно признать, готовы ли вы принять предложенный формат, без иллюзий о том, что впоследствии все изменится. Если не готовы — стоит проявить уважение к своим принципам и в один момент прекратить отношения, уверенно и решительно, не делая шагов назад.
К сожалению, когда абьюзер затаскивает в свои сети, покинуть такие отношения становится крайне сложно. В лучшем случае жертва по какой-то причине сумеет уйти, потеряв при этом много времени и сил. В худшем случае она может потерять свою индивидуальность полностью.
Как трилогия Пятьдесят оттенков серого учит нас вступать в абьюзивные отношения
Кинофраншиза «Пятьдесят оттенков серого» — это трилогия, основанная на популярных романах британской писательницы Э.Л. Джеймс, первая часть которых вышла в 2015 году. Каждый новый фильм добавлял популярности истории любви студентки Анастейши Стил и властного миллиардера Кристиана Грея, известного своими наклонностями к доминированию. Миллионы поклонников «Пятидесяти оттенков» мечтают пережить подобные романтические приключения, забывая о том, что за этим скрывается абьюз.
Эксперт в области кино и психологии, Екатерина Романова, попыталась глубже разобраться в отношениях этой пары и объяснила, почему их нельзя назвать здоровыми. Слово Екатерине.
Однажды меня спросили: «Почему в жизни не бывает таких отношений, как у героев «Пятидесяти оттенков серого?»
Я была удивлена: «Как это — не бывает? Это ведь довольно обычный сценарий! Многие сталкиваются с ситуациями, когда один из партнеров:
В кинофраншизе «Пятьдесят оттенков серого» так много тревожных сигналов, что эти отношения я бы не назвала даже приемлемыми. Вероятно, через 5-7 лет Анастейша окажется в совершенно другом физическом и эмоциональном состоянии: истощенной, без работы, хобби и друзей, зато с парой синяков на теле. А Кристиан будет жить с постоянно нарастающим чувством вины за свою неконтролируемую агрессию, которая со временем станет только усиливаться.
Почему я прогнозирую такой печальный исход?
Травмированный нарцисс, как мистер Грей, ни за что не сможет простить Анастейше ее неподчинение и попытку свободного выбора. Он уже ограничивает ее в общении, действиях и правах. С течением времени это лишь усугубится. Вскоре «соус» любви и заботы перестанет действовать, и он начнет применять более жесткие методы контроля над супругой.
Основная бессознательная задача Кристиана — сделать свою подругу полностью зависимой от него в финансовом, эмоциональном, сексуальном и физическом отношении. Поэтому вряд ли в один прекрасный день он изменится. И Анастейша тоже не покинет эти отношения, поскольку сама получает от них свои выгоды.
Пятьдесят оттенков серого
Микропересказ: Американская студентка влюбляется в миллионера с садистскими наклонностями. Пытаясь вернуть любимого к нормальной жизни, она исследует его запреты, терпит поражения и, в конце концов, расстается с ним.
Роман ведется от лица Анастейши Стил — скромной, неуклюжей девушки с непослушными темно-русыми волосами и голубыми глазами. Друзья зовут ее Аной. Она учится на филологическом факультете университета Ванкувера. Для университетской газеты ее подруга, будущая журналистка Кэтрин, должна взять интервью у Кристиана Грея, миллиардера и спонсора университета, но из-за болезни просит Ану съездить вместо нее.
Вооруженная диктофоном и списком вопросов, Ана отправляется в двадцатиэтажное здание, где расположена империя Грея. Удивляясь, она обнаруживает, что Грей молод и привлекателен: стройная фигура, темно-медные волосы и проницательные серые глаза. Ана ощущает себя неловко под его пристальным взглядом, постоянно краснея. Во время интервью она осознает, что Грей очень уверен в себе и владеет ситуацией.
Тот, кто презимает безграничную власть, внутренне уверен, что рождён для управления другими.
Он кажется девушке деспотичным и немного пугает её, хотя в то же время ее притягивает к нему. Читая вопросы, подготовленные подругой, Ана осознает, что Грей — приемный ребенок. После того как встреча закончилась, она вздыхает с облегчением, полагая, что больше не увидится с ним.
В свободное от учебы время Ана работает продавщицей в магазине стройматериалов. Спустя неделю в его лицо смотрит снова Грей, на этот раз с покупками веревок и кабельных стяжек. Обсуждая интервью, он предлагает устроить фотосессию. Ана про себя понимает, что влюблена в него.
Фотосессия проходит в роскошном отеле Портленда. Затем Грей приглашает Ану на кофе, задает вопросы о её семье. Ана рассказывает о матери и ее четвертом муже, а также о втором отчиме Рэе, который заменил ей отца, которого она не помнит. Кристиан обращается к ней по имени, и раскрывает детали о своих приемных родителях и сводных брате и сестре. Возвращаясь вместе в отель, Ана падает и чуть не попадает под колесо велосипеда. Грей прижимает ее к себе, и Ана вдруг хочет, чтобы ее поцеловали. Но вместо этого он говорит ей держаться от него подальше. Она считает себя недостойной его.
Мы словно два разных полюса, существуем в различных мирах. Я как Икар, приближающийся слишком близко к солнцу, в итоге падаю и разлетаюсь на куски.
Кейт уверена, что ее подруге нравится Грей, но считает его опасным человеком.
Экзамены сданы, и Ана с Кэйт идут в бар праздновать. Выпив, девушка решает позвонить Грею, и он приезжает к ней. Кристиан успевает защитить Ана от навязчивого знакомого, который начинает приставать к ней. Позже Ане становится плохо, и Грей берет её к себе в номер. Утром он признается, что тоже чувствует влечение к Ане, но считает себя не романтическим героем, не ведет романов, и у него весьма специфические предпочтения. Анастейша проявляет упорство, и он обещает все объяснить.
Вечером Грей показывает Анастейше свою квартиру в Сиэтле, куда он доставляет её на личном вертолете. Перед тем как поделиться секретом, он просит её подписать договор о неразглашении. Позже он открывает ей свою «комнату для игр» — помещение, обставленное бордовой кожей и наполненное рамами, крестами, цепями и плетками. Ана про себя указывает на это место, именуя его «Красной комнатой боли».
Сабмиссив
Этот фильм тоже стоит посмотреть, чтобы лучше понять женскую психологию, и не удивиться, если в какой-то момент она возьмет инициатитиву в свои руки и приведет вас в магазины с предназначением для взрослых, чтобы приобрести некоторые аксессуары. В жизни порой происходят неожиданные события, и мужчинам важно быть готовыми к подобным поворотам.
Согласно представлению о том, что девушки, читая роман «50 оттенков серого», воспринимают его как сказку и мечтают оказаться на месте Анастейши, можно предположить, что у них возникает желание попробовать элементы БДСМ и садо-мазо в своей сексуальной жизни. Многие из них, как и главная героиня, могли хотеть этого, даже не осознавая. Тут главное — не давить и не форсировать события, ведь, как в фильме, это может обернуться не самым благополучным финалом. Тем более, что не каждый мужчина готов к таким играм, даже мистер Грей осознает, что его поведение слишком отклоняется от нормы.
Судя по комментариям в интернете, многие мужчины рассчитывают после просмотра фильма получить ночь незабываемых ощущений. Особенно, учитывая, что выход «50 оттенков серого» в кино сопадает с Днем святого Валентина, праздником всех влюбленных. Но стоит разочаровать таких оптимистов: у девушек после просмотра не возникает стремление устремиться в секс-шоп, накупить всего подряд и вернуться домой, чтобы обустроить свою «Красную комнату». Тем не менее, фильм все-таки посеет семена любопытства, и они начнут задумываться, а вдруг это действительно может быть приятно. Таким образом, стоит быть готовыми к тому, что ваша возлюбленная может попросить немного добавить остроты в интимной стороне ваших отношений.
Также стоит ознакомиться с терминологией, используемой в фильме, которая начинает входить в обиход женщин. Например, слово «сабмиссив» вряд ли что-то скажет тем, кто никогда не сталкивался с БДСМ. В фильме оно упоминается чуть ли не чаще слова «любовь». Для справки: сабмиссив — это человек, который подчиняется воле другого человека (доминанта), полностью и безоговорочно отдавая себя в его руки. Это может включать связывание, подвешивание, использование наручников и плеток, причем сабмиссив получает от этого удовольствие.
Вовремя закончили
Несомненно, стоит уделить внимание и самому фильму, а не только объяснять, почему его стоит посмотреть мужчине. Режиссер сумел создать картину с прекрасной визуализацией, которая приоткрывает занавес на то, как живут богатые и знаменитые. Или, лучше сказать, как, по мнению 50-летней домохозяйки Эрики Леонард Джеймс, написавшей книгу, они представляют свою жизнь. Это уточнение необходимо, так как во время всего просмотра можно поймать себя на мысли — разве жизнь миллиардера действительно так лишена забот и у него так много свободного времени?
Сценаристы попытались разбавить серые оттенки страстей, царящие на страницах романа, легкими шутками, которые заставляют зал смеяться. Однако в этом контексте, с претензией на серьезное психологическое произведение, эти шутки смотрятся крайне неуместно, как будто их выбрали для комедий с Джимом Керри или Уиллом Смитом.
Режиссер, а, прежде всего, сценаристы, старательно вводили в фильм меньше мыслей главной героини, которые в книге занимают значительную часть текста, чередуясь с откровенными эротическими сценами. Понятно, что ценные мысли трудно адаптировать на экран, но без них сюжет теряет свою глубину, и зрителю сложно понять душевные страдания Анастейши. Из-за этого некоторые действия характеров могут казаться совершенно нелогичными.
На протяжении почти двух часов зритель удерживается лишь ожиданием, что же будет дальше. Но ближе к концу, когда становится ясно, что жестокие ожидания, наполнявшие зрителя в волне скандальной известности книги, не оправдаются, становится скучно. Видимо, сценаристы это понимают, потому что, когда зритель уже готов отвлечься, фильм подходит к концу.
Но не стоит расслабляться, ведь Джеймс написала еще две продолжения истории «Пятьдесят оттенков серого», и финал этого фильма оставляет открытой дверцу для продолжения — не за горами тот день, когда мистер Грей и мисс Стил вновь появятся на экранах кинотеатров по всему миру.