Множество специалистов остаются в недоумении в связи с поступками Людмилы Коровиной. До сих пор неясно, что побудило женщину выбрать для ночлега настолько продуваемое и небезопасное место? Почему она не решила сразу спуститься в лес, имея представление о том, что непогода в этом районе может оказаться крайне суровой?
Группа туристов загадочным образом исчезла в горах. Был найден только один выживший
Восьмого августа 1993 года одна группа туристов сплавлялась на катамаранах по реке Снежной, направляясь к Байкалу. Эти живописные места, расположенные в бурятских горах Хамар-Дабан, к югу от крупнейшего пресноводного озера Евразии, пользуются большой популярностью у любителей водных и пеших походов, но встреча с одной из участниц похода оказалась совершенно неожиданной для всех спасателей. Туристы заметили девушку на берегу, которая, увидев их, начала отчаянно жестикулировать и звать на помощь. Когда Валентина Уточенко немного успокоилась, она рассказала своим спасителям жуткую историю о трагическом инциденте с группой, с которой она отправилась на Хамар-Дабан несколько дней назад. Позже эту ситуацию сравнивали с событиями на перевале Дятлова, где не выжил никто, порождая множество теорий о произошедшем. К счастью, в данном случае осталась одна свидетельница, но дискуссии о том, что произошло в августе 1993 года и почему погибли шесть опытных туристов, продолжаются до сих пор.
На территории Советского Союза отдельным направлением отдыха считался спортивный туризм. В отличие от традиционного туризма, который подразумевал бездействие в санаториях или пансионатах, либо отдых с палатками у моря, настоящие туристы предпочитали совершать походы, причем желательно по максимально сложной пересеченной местности. В те времена при многих предприятиях и учреждениях действовали турклубы, объединяющие увлеченных людей, еще не знавших таких современных терминов, как трекинг, хайкинг или рафтинг. Все это объединялось под одним понятием — походы, большинство из которых были пешими или водными.
В числе таких турклубов был и Азимут, действующий при Петропавловском педагогическом училище.
Под Петропавловском имеется в виду не одноименный город на Камчатке, а его однофамилец — крупный областной центр с населением около 200 тысяч человек, расположенный в северном Казахстане. К 1993 году бывшая советская республика уже обрела независимость, но границы оставались во многом формальными, поэтому местные спортивные туристы чаще выбирали маршруты на территории России, которая была буквально под боком.
Поход от Азимута
Возглавляла группу Азимут 41-летняя Людмила Коровина. В педагогическом училище, где работал турклуб, она преподавала физическую культуру, рисование и черчение, однако ее настоящей страстью и смыслом жизни были походы. Уже в 1991 году Коровина получила звание мастера спорта по спортивному туризму, что служило дополнительным свидетельством ее большого опыта. За свои походы она побывала в Саянах и Тянь-Шане, по Алтаю и на Приполярном Урале, даже в Каракумах. В августе 1993 года планировался совместный поход нескольких групп по различным маршрутам хребта Хамар-Дабан, расположенного в южном Прибайкалье.
Людмила уже бывала в этих местах, поэтому хорошо знала их особенности и рельеф.
Одну из групп, выбравшую маршрут 4-й категории сложности, вдоль реки Хара-Мурин к озеру Патовое, возглавила 16-летняя дочь Коровиной, Наталья, что является значительным испытанием для нее. Людмила собрала для себя группу из шести человек, которые, как планировалось, должны были пройти от прибайкальской станции Мурино к горе Хан-Ула — самой высокой точке хребта, и затем спуститься вдоль реки Снежной к Байкалу. Этот маршрут казался проще, 3-й категории сложности, но основная задача Коровиной заключалась в том, чтобы страховать группу своей дочери. В ходе похода обе компании должны были пересекаться, и в случае возникновения проблем Коровина была готова прийти на помощь Наталье.
Чем занималась группа Коровиной
В августе 1993 года группа туристов из казахстанского турклуба Азимут отправилась в поход по хребту Хамар-Дабан, находящемуся в Республике Бурятия. Группу возглавляла 41-летняя Людмила Коровина — мастер спорта по пешеходному туризму.
Остальными участниками команды были шесть молодых людей: 24-летняя Татьяна Филипенко, 23-летний Александр Крысин, 19-летний Денис Швачкин, 18-летняя Валентина Уточенко, 17-летняя Виктория Залесова и 16-летний Тимур Бапанов.
Маршрут, который должны были пройти туристы, составлял примерно 210-213 километров и относился к третьей категории сложности. Синоптики также обещали хорошую погоду, поэтому у молодых пешеходников не должно было возникнуть существенных проблем.
Хребет Хамар-Дабан находится на территории Иркутской области и Бурятии.
Через 5-6 дней после начала похода группа преодолела 70 километров. По словам выжившей девушки, туристы практически не делали остановок для отдыха, при этом перерывы делались только для перекуса и коротких ночевок. Поначалу планировалось, что в установленный день ребята из Азимута встретятся с другой группой, в которой шла Наталья. Несколько дней перед трагедией туристы остановились на привал между вершинами Голец Ягельный и Тритранс.
День трагедии: что случилось с туристами
На ночь погода резко ухудшилась: в место ночлега обрушился монгольский циклон, который принес сильный дождь и снег. Руководитель группы приказала подопечным немедленно собирать вещи и начинать спуск, чтобы укрыться от ветра в лесу.
Во время спуска Александру Крысину стало плохо: он упал, попытался подняться, но снова упал. Вскоре изо рта у Александра пошла пена, а из ушей потекла кровь. Коровина осталась с молодым человеком, а остальных ребят приказала продолжить спуск к деревьям.
В этот момент у Виктории Залесовой началась истерика, поэтому руководитель попросила Валентину Уточенко помочь девушке дойти до леса. Однако Виктория начала сопротивляться и даже кусаться в ответ на помощь.
Когда девушки достигли леса, они увидели страшную картину: Татьяна Филипенко билась головой о камни, а Денис Швачкин в истерике пытался залезть в спальный мешок. После этого Валентина решила вернуться к Людмиле Коровиной и, подойдя к руководительнице, обнаружила, что та уже мертва. В таком же состоянии она нашла и остальных участников группы.
В результате Валентина добралась до леса одна и там залезла в спальник, уставшая и напуганная. На следующее утро, убедившись, что все члены ее группы не подают признаков жизни, девушка приняла решение идти искать помощь. Пройдя мимо вышек ЛЭП к реке Снежной, она встретила туристов из Киева.
Когда я вспоминаю эту сцену, у меня сердце сжимается. Стоит на берегу девочка — кричит и машет руками. Так отчаянно, что мы сразу поняли — произошла беда. Когда мы вышли на берег, она бросилась к одной из наших участниц и долго плакала у неё на груди. Сбивчиво рассказывала, что люди погибли, и ей страшно.
Туристы помогли и согрели Валю, предоставили необходимые лекарства, а затем доставили в спасательную службу в Слюдянку.
Осталась одна Валя
Валя спустилась к реке Анигте, провела там ночь 7 августа, а утром вновь отправилась в путь. Через некоторое время она вышла к заброшенной ретрансляторной вышке на высоте 2310 метров — той самой горе Тритранс, где провела еще одну ночь в полном одиночестве.
Утром она заметила столбы, идущие вниз от вышки, и в надежде, что это приведет её к людям, отправилась по ним вниз. Однако дома, к которым когда-то были протянуты провода, оказались заброшенными. Валя продолжила спуск, вышла к реке Снежной и двинулась вниз по её течению. Здесь девушке вновь пришлось заночевать, а на следующий день продолжить поиски людей. Пройдя ещё несколько километров, из последних сил она расстелила свой спальник на кустах у реки, чтобы подать сигнал о помощи, как делают заблудившиеся туристы. На счастье, её заметила группа, проходившая сплав по реке Снежной. Говорят, что в этом ей очень повезло, так как в этих местах туристы встречаются крайне редко.
Когда я вспоминаю эту сцену, у меня сжимается сердце, – вспоминал в интервью КП-Иркутск турист-водник Александр Квитницкий. – Стоит на берегу девочка, кричит и махает руками так отчаянно, что мы сразу поняли: беда приключилась. Когда мы прибыли на берег, она бросилась к одной из наших участниц и долго плакала ей на груди. Сбивчиво рассказывала, что люди погибли и как ей страшно. Мы стали первыми, кому Валя рассказала о гибели своих друзей. Она говорила, что у них была замечательная руководительница и что они торопились закончить маршрут, поэтому очень уставали. Когда началась непогода, все они сильно замерзали, однако, вместо того чтобы спуститься с хребта и переждать непогоду, они продолжали идти вперёд. Это только усугубило их усталость.
Что же позволило Валентине выжить, да еще и добраться до реки Снежной? Хотя ей тоже было холодно, она чувствовала мороз так же, как и остальные, но её спасли мысли о близких: Валентина думала, что скажет своей матери, если не вернется домой.
Поиски тел
18 августа туристы, прибывшие в Слюдянку, сообщили о произошедшей трагедии спасателям, которые тут же заказали вертолет для поисков. Тогда стало понятно, что никто не получал сообщений от Коровиной. К тому моменту Валентина оказалась глубоко замкнутой и погруженной в себя. Перенести подобные события под силу не каждому, даже взрослому. По скудным рассказам выжившей девушки, команде удалось реконструировать, что же произошло в течение тех ужасных дней.
Однако из-за плохой погоды поисковые операции с применением вертолетов начались лишь 21 августа. В операцию по поиску погибших были вовлечены спасающие группы Бурятской поисково-спасательной службы, спасатели из Читы и Гусиноозерска. Поиск осложнялся тем, что вершину, указанную в маршрутной книжке туристической группы как Тритранс, не удалось найти на карте.
Инфразвук или отравление
Существует много теорий о том, что именно стало причиной гибели группы Коровиной. Например, одной из версий является воздействие инфразвука — её выдвинул турист Владимир Борзенков, а затем поддержал участник поисковой операции из Петропавловска Николай Федоров.
По словам Борзенкова, если провести прямую линию между верхушками двух соседних гор, то вдоль хребта при скорости ветра порядка 15 метров в секунду проходит около 60 тонн воздуха в секунду. Я считаю, это наиболее вероятный источник инфразвука, — отметил он.
Федоров также предположил, что в момент стоянки группы проходил антициклон, который принес сильный ветер. Это могло вызвать магнитные колебания, примевшие к активизации огромных потоков воздуха и созданию инфразвука, который мог оказать воздействие на психику людей.
Некоторые скалы под воздействием сильного ветра могут выступать в роли инфразвуковых генераторов огромной мощности, что может привести к состоянию инстинктивного ужаса и паники у человека. Как вспоминала выжившая девушка, ее товарищи вели себя странно, их речь была несвязной, что поднимало тревогу, — утверждал Федоров.
Также существуют версии об отравлении либо озоном, либо химическими веществами. Первая версия принадлежит туристу Евгению Ольховскому, который проходил с Коровиной множество совместных походов. Он считает, что группа попала в зону высокой концентрации озона, возникшую из-за сильного грозового фронта. В результате этого организм участников мог попросту не выдержать.
Врач-травматолог из Челябинской области, Николай Тарасов, считает, что туристы могли столкнуться с воздействием паров серной кислоты.
Ядовитый выброс при температурной инверсии не рассеялся, а переместился на значительное расстояние, после чего вместе с дождем образовал большую зараженную область. У Крысина произошел выброс пены и крови изо рта, что считается характерным признаком ингаляционного отравления. Пары серной кислоты могли быть занесены из Китая в результате нарушений правил безопасности в производственной сфере, — подчеркивал врач.
Нет причин для горной болезни
По мнению заслуженного спасателя России, Юрия Голиуса, принимавшего участие в поисках, трагедия произошла по вине руководителя группы Людмилы Коровиной. Как выяснилось, женщина часто подвергала членов своей группы серьезным испытаниям: порой не предоставляла еду, изнуряла их непростыми маршрутами.
Как-то раз мы встретились с ней на севере Байкала в Хакусах. Людмила с двумя молодыми людьми, выглядевшими на 16-17 лет, спустилась с гор в наш лагерь. Ребята выглядели изможденными, один из них даже не мог поднять топор, чтобы нарубить дрова. Мы предложили им чай и хлеб. Они схватили еду, словно никогда не пробовали ничего подобного. Коровина сказала, что практикует школу выживания, когда группа идет в поход с минимальным количеством еды и одежды. Так она якобы воспитывала туристов, чтобы они были готовы к непредвиденным ситуациям. Я был возмущен. Это же подростки! — отмечал Голиус.
Есть предположение, что на Хамар-Дабане Коровина вела себя аналогичным образом, продолжал Голиус. На последнем ночлеге спасатели не обнаружили остатков еды, кроме одной пустой банки тушенки.
На этом месте мы увидели только одну пустую банку из-под тушенки. Холод, дождь, снег, а Коровина, похоже, решила разделить одну банку тушенки на семерых человек. Я думал, что, возможно, найду обертки от конфет или шоколадок. Однако нет! Вот таким образом они и питались — по капле. Неудивительно, что все одновременно погибли; их организмы попросту истощились, — говорил Голиус.
Однако единственная выжившая, Валентина Уточенко, не согласна с этой версией. По ее словам, группа ела горячую пищу четыре раза в день и часто перекусывала. Продуктов было достаточно, а на каждого приходилось по 2400 калорий в сутки.
Мы разжигали костры и готовили пищу. В нашем рюкзаке находились крупы, сухое молоко, сухари, тушенка, морковь, свекла, лук, конфеты и шоколадки. Мы спускались в лес и разворачивали костры (в августе 1993 года в своем объяснении она писала, что готовили на примусах). Это был мой третий поход с Людмилой Коровиной. Ни в коем случае она не виновата. На вершине оказалось очень холодно. Раннее утро. Мы спали. Коровина разбудила нас и велела собирать вещи, чтобы спуститься в ущелье. Она пыталась нас спасти. Просто не успела, — делилась воспоминаниями Валентина Уточенко.
Валентина считает, что группа погибла от холода и горной болезни — у них якобы начался отек легких. Симптомы достаточно подходят: пена, кровь изо рта, неадекватное поведение.
Однако, как указал эксперт Гофштейн, описанные выжившей симптомы не соответствуют отеку легких, так как высота местности, где располагались туристы, составляла всего 2300 метров.
Пена изо рта и кровь из ушей — это такие вещи, которые выходят за рамки нормы. На высоте всего 2300 метров крайне редко наблюдаются случаи отека легких. Мы, например, на Эльбрусе не наблюдаем даже отеков головного мозга из-за гипоксии, а тут возникает отек легких, который мог бы вызвать пену изо рта, но кровь из ушей — это уже чрезмерно. Для этого нет оснований, — подчеркивал спасатель.
Заслуженный спасатель России Юрий Голиус о Людмиле Коровиной
Наталья ВАРСЕГОВА
— Вы считаете, что Коровина практиковала метод выживания на Хамар-Дабане?
— Да, я убежден в этом. Во время поисков мы нашли последнее место стоянки группы, где, по всей видимости, они завтракали. На этом месте мы нашли одну пустую банку из-под тушенки. Холод, дождь, снег, а Коровина, оказывается, разделила одну банку тушенки на семерых. Я тогда подумал: может, найду обертки от конфет или шоколадок. Однако ничего! Вот так они и питались, понемногу. Неудивительно, что все погибли одновременно. Их организмы истощились.
Заслуженный спасатель России Юрий Голиус о том, кто виноват в гибели туристов на Хамар-Дабане
Наталья ВАРСЕГОВА
— Но Валя выжила. Ей удалось спуститься до реки Снежной.
— Она говорила нам, что постоянно грызла золотой корень. Это растение содержит огромное количество витаминов. Благодаря этому она и спаслась.
— А другие участники корень не ели?
— Не знаю. Но каждый имел по корешку в рюкзаке. А у Коровиной нашли два больших мешка высушенных и нарезанных на части корешков. Видимо, за сутки до трагедии она очень долго останавливалась, и вся группа собирала золотой корень на склоне. Разрезали, сушили. Уверен, именно за это её байкальский шаман и наказал. Нельзя забирать у природы столько, сколько у тебя есть.
— Зачем ей столько корня?
— Скорее всего, на продажу. Хамар-Дабан не прощает подобные поступки. Нужно брать от природы ровно столько, сколько нужно на день.
P.S.: Выжившая участница трагического похода Валентина Уточенко никогда не делилась тем, что с ней произошло. После окончания училища она покинула родной Петропавловск, чтобы не напоминали о тех ужасных днях. И только корреспондент Комсомольской правды удалось взять у нее эксклюзивное интервью, которое мы опубликуем в ближайшее время.
Если у вас есть что добавить о той трагедии или о похожих случаях, пишите нам: konata@kp.ru.
Возрастная категория сайта 18 +
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.