Несмотря на периодические трудности, которые им доводилось преодолевать, они искренне любили друг друга и стремились находить компромиссы в своих отношениях. Это взаимопонимание также укреплялось благодаря совместной работе на съемочных площадках, где они снимались вместе в нескольких фильмах, что способствовало углублению их связи.
Клара Лучко
Клара Лучко — советская и российская актриса, чья харизма и талант покорили сердца миллионов зрителей. Ее высоко ценили за мастерство, очарование и женственность, которые великолепно сочетались с ее сильным и целеустремленным характером. На протяжении своей карьеры Клара создала множество ярких, колоритных и запоминающихся образов, становясь близкой и понятной широкой аудитории. В 1985 году актрису удостоили звания народной артистки СССР.
Клара Степановна Лучко появилась на свет 1 июля 1925 года в поселке Чутово, расположенном на Полтавщине, Украина. В крестьянской семье ее отец и мать занимали руководящие должности в местных совхозах. Мать Клары, Анна Ивановна, была выдающейся личностью: умной, волевой и полной энергии женщиной, которая также исполняла роли в передвижном театре. К тому же, в юности она выступала в церкви, исполняя песни вместе с известным певцом Иваном Козловским.
Несомненно, увлечение театром проявилось и в Кларе, которая с раннего возраста мечтала стать актрисой. Однако родители не поддерживали ее стремление и хотели, чтобы она выбрала более «приемлемую» профессию, например, юриста или врача.
В детские и подростковые годы будущая актриса воспринималась как непривлекательная и нескладная: ровесники называли ее «жирафом». Когда она достигла школьного возраста, семья переехала в Полтаву, где они столкнулись с началом войны. Образование Клара окончила в Казахстане, в Джамбуле, куда они были эвакуированы.
Уже в конце своей учебы в десятом классе она случайно наткнулась на газетное объявление о наборе студентов в ВГИК, который в то время находился в Алматы. Сразу после этого, не задумываясь, она собрала вещи и направилась в Казахстан. Мать, увидев решимость дочери, решила больше не препятствовать ее стремлению к актерству, тогда как отец, находившийся на фронте, не мог дать ей своего благословения.
Благодаря своей настойчивости Клара поступила в ВГИК с первой попытки и оказалась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Улыбчивая студентка быстро стала фавориткой Тамары Федоровны, которая ласково звала ее Петунией за ее стойкость и настойчивость в преодолении жизненных трудностей.
Завершив обучение в конце 1950-х, Клара начала свою карьеру в кино, которая берёт старт еще во время учебы.
Фильмы
Кинематографическая биография Клары Лучко стартовала на четвертом курсе ВГИКа. В фильме «Три встречи», вышедшем в 1948 году, начинающая актриса исполнила роль геолога Бэлы Мухтаровой и успешно справилась с этим вызовом.
В дипломном спектакле «Молодая гвардия» Клара сыграла Ульяну Громову. Ее перевоплощение в героическую подпольщицу было настолько впечатляющим, что она получила высокую оценку от Сергея Герасимова. После спектакля режиссер задумался о создании фильма по роману Александра Фадеева, и Клара была уверена, что получит роль Ульяны. Однако ей пришлось столкнуться с первым разочарованием: роль Громовой в итоге досталась Нонне Мордюковой, а Клара сыграла небольшую роль тетушки. Говорят, она была так обижена на Герасимова, что чуть не ушла из профессии вовсе.
После «Молодой гвардии», в которой ее почти никто не заметил, актрисе пришлось пережить и неудачу с картиной «Родина капитана». Однако вскоре удача вновь повернулась к ней лицом благодаря Ивану Пырьеву, который пригласил Клару на роль Даши Шелест в фильме «Кубанские казаки». Эта роль помогла Кларе восстановить доверие к себе и не оставить актерское ремесло. Зрителям полюбился не только сюжет картины, но и лирические композиции, которые включали исполнение главной роли Мариной Ладыниной, Екатерины Савировой и Клары Лучко, например, в песне «Каким ты был». Также голос Клары прозвучал в песне «Ой, цветет калина».
В последующих интервью Клара призналась, что работа с Пырьевым была непростой: он славился своей вспыльчивостью и строгим характером. Это проявилось даже до начала съемок, когда артисты записывали песни. Иван Александрович позволял себе грубость в адрес коллег, нередко повышая на них голос. Однако с Кларой он обращался гораздо мягче, хорошо чувствуя ее ранимость.
Фильм «Кубанские казаки» принес Кларе не только всесоюзную известность, но и Сталинскую премию. Хотя позже ленту часто критиковали за искажение действительности, сама актриса в интервью подчеркивала, что именно такая яркая и оптимистичная картина была необходима зрителям в тяжелые послевоенные годы и могла вселить надежду в сердца простых людей.
После «Кубанских казаков» в фильмографии Клары Лучко появились многие картины, которые заняли свои места в золотом запасе советского кинематографа и утвердили молодую артистку как звезду первого порядка. Среди наиболее известных из них — «Большая семья», «На семи ветрах», «Государственный преступник» и «Двенадцатая ночь».
Последний фильм — полнометражная художественная работа Яна Фрида, снятая по пьесе Уильяма Шекспира. Клара сыграла в ней сразу три роли: восхитительную Виолу, Виолу, замаскированную под Цезарио, и ее брата Себастьяна. Несмотря на то, что Клара легко справилась с образом женщины, переодетой в мужчину, исполнение роли юноши стало настоящим испытанием для хрупкой и утонченной Лучко. Актриса отмечала, что Вивьен Ли в ее фильме играла только Виолу и Цезарио, а Себастьяна исполнял актер-мужчина.
Тяготы
После завершения войны ВГИК вернулся из эвакуации в Москву, и все его студенты также переехали в столицу. В начале их пути Клару разместили в ужасном общежитии, в котором невозможно было жить. Вскоре нашлись дальние родственники, согласившиеся приютить ее. Клара переехала в Сокольники, но на учебу ей приходилось добираться по два часа с двумя пересадками.
Кроме того, девушку с сильным украинским акцентом срочно попросили срочно выучить русский язык, иначе ей грозило отчисление из ВГИКа. Клара, желая добиться успеха, усердно работала над исправлением своего акцента. В это время она оставалась стеснительной и не уверенной в себе, пока к ним на курс не пришла кумир ее детства, Тамара Макарова. Макарова относилась к каждому студенту как к собственному ребенку, могла подойти и сказать: «К твоему платью нужно что-то добавить! Приди ко мне, вместе поищем!» И всегда находила что-то подходящее. Однажды она пригласила в гости и Клару.
Когда преподаватели решили сделать портрет Лучко, началась подготовка: выставляли свет и делали замечания. «Так не пойдет, нос слишком длинный! Сверху свет давать нельзя — лицо вытягивается.» Клара, которая и без того чувствовала себя некрасивой, уже готова была разреветься. Но портретисты нашли нужный ракурс и, сделав снимок, принесли в результате рекомендацию: «У Клары Степановны образ тургеневской девушки. Ей подойдут роли лирических героинь.»
Тем не менее, в начале ее карьеры актрису ждали неудачи. Работы Лучко на студенческой сцене проходили совершенно незаметно, а ее роль второго плана в «Молодой гвардии» не считалась значительной. Настоящее признание ожидало ее впереди, и в 1949 году она великолепно сыграла Дарью Шелест в «Кубанских казаках», за что вскоре была удостоена Сталинской премии второй степени!
Пропал!
«Кубанские казаки» принесли Кларе не только всесоюзную актерскую славу, но и настоящую романтическую любовь. Когда главный герой картины, Сергей Лукьянов, играющий Гордея Ворона, вошел в гримерку и увидел Клару, он воскликнул: «Я пропал!». Ее чувства оказались взаимными, и через год после завершения съемок они поженились.
Сергей безмерно любил Клару. Он не замечал других женщин, их было немало вокруг, ведь Лукьянов был привлекательным мужчиной. Он восторженно смотрел на Клару, проводя за ней взгляд каждый раз, когда она проходила мимо него по дому, занятии повседневными делами. Их общая дочь Оксана вспоминает, что в их семье праздновали только день рождения матери, а сама Оксана, казалось, была любимой лишь за то, что она — дочь его возлюбленной.
Однажды, гастролируя в Англии, Лукьянов на все заработанные деньги купил Кларе дивное кружевное платье и серебряные туфельки, которые произвели фурор в актерской среде СССР. В другой раз он заметил, что в Европе вошли в моду босоножки на пробковой подошве, и, несмотря на отсутствие специализированных магазинов, смастерил для Клары несколько пар таких туфель из замши!
Тем не менее, бедственное состояние сердца Сергея разлучило их через 15 лет совместной жизни. К моменту его смерти Клара была еще молода — ей не исполнилось и сорока лет, когда его жизнь трагически оборвалась от инфаркта прямо на сцене. Предчувствуя свою судьбу, Сергей говорил, что был счастлив с Кларой и не хотел, чтобы такая красивая молодая женщина осталась одна. Он искренне желал ей вновь выйти замуж за любящего сердце человека.
В 54 года смогла сыграть 25-летнюю
Но, поддаваясь огорчению и мыслям о потере, Клара не могла дольше оставаться одна. В этот период Иван Пырьев снова обратился к ней с предложением сыграть роль Даши Шелест в «Кубанских казаках». Здесь Клара могла использовать свой украинский акцент и знание колхозной жизни. Эта работа принесла ей Сталинскую премию и звание Почетной казачки, а также бешеную популярность.
На 25-летнюю артистку вскоре обратили внимание другие режиссеры, и Клара получала предложения на главные роли. Однако она оставалась скромной и соглашалась даже на второстепенные роли. Работать с такими именитостями, как Хефиц, Пудовкин, Луков, Фрид, и Ростоцкий, считалось честью для любого советского актера — Клара не была исключением. Тем не менее, долгое время она оставалась любимой зрителями именно как Даша Шелест.
Хотя она могла исполниить роль Анны Сергеевны в комедии «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая. Клара также была одной из претенденток на эту роль, но, прочитав сценарий, она сразу отказалась играть вульгарную женщину в бикини, которая истошно выкрикивала: «Не ви-но-ва-та-я я-я-я! Он сам пришё-ё-ёл!»
В итоге с несколькими десятками фильмов в своем репертуаре Клара могла бы остаться актрисой одной роли, если бы не одно неожиданное предложение сыграть цыганку. Это была женщина, возраст которой по сюжету варьировался от 25 до 40 лет, тогда как Клара на тот момент была уже 54.
Говорят, что автор романа Анатолий Калинин сам настоял на кандидатуре Клары Степановны. Как ей удалось перевоплотиться в Клавдию Петровну, остается загадкой. Зрители искренне сопереживали ее образу, и слезы не смыкались от экранов в ходе показа. Как бы ни раз показывали телевизионные показы «Цыгана», слезы зрителей были неизменны.
Началась новая волна популярности Клары Лучко, которая была даже более существенной, чем прежде. Слухи обманчиво утверждали, что она и сыгравший цыгана молдаванин Михай Волонтир являются мужем и женой в настоящей жизни. Народу хотелось узнать все о своих экранах, они писали письма в ТВ с просьбой продолжения истории их любви.
Съемочной группе пришлось снова вернуться к истории и снять продолжение «Возвращение Будулая». После этого Кларе и Михаю Волонитиру были присвоены звания народных артистов СССР. Зрительское признание и любовь не обошли их стороной, оба, к счастью, не были обделены этим чувством и в жизни. Но у каждого была своя история: Волонтир был счастлив в Бельцах, а Клара находила радость в Москве.
Позвала мужа завтракать — и упала
Первый настоящий успех Клары в кино — «Кубанские казаки» — стал также и моментом встречи с будущим супругом. Сергей Лукьянов, исполнявший роль председателя колхоза Гордея Ворона, и Клара, как позже выяснилось, имели выглядя совершенно разные судьбы. Лукьянов, 15 лет старше, уже состоял в браке и имел дочь. По началу казалось, что между ними не может быть ничего общего, кроме рабочего процесса. Но однажды он зашел в гримерную, увидел Клару и, воскликнув: «Я пропал!», заворожил ее своим обаянием.
Клара и Сергей прожили вместе 15 лет, стали родителями дочки Оксаны и продолжали сниматься вместе. Но в возрасте 54 лет Сергею был нанесён смертельный удар — инфаркт настиг его прямо во время собрания. Клара осталась несчастной, долгое время не могла справиться с горем утраты. А ведь ей необходимо было заботиться о дочери и зарабатывать на жизнь. Позже ей помогла родная тетя, которая когда-то вырастила и саму Клару Степановну.
Только после восьми лет одиночества Клара смогла вновь открыть свое сердце для новой любви. Дмитрий Мамлеев был молодым известным человеком, с которым она встретилась в компании друзей. Они ушли домой вместе и с тех пор не расставались более 30 лет.
Клара Степановна продолжала сниматься, хотя после «Возвращения Будулая» ее карьера не была так успешна, как раньше. Время было тяжелым для киноиндустрии — конец 80-х и 90-е годы. Актрисе не хватало интересных проектов, и хотя она не сидела без работы, она оставалась без ролей, не находя участия в значительных произведениях. Ее последнюю роль ей подарил Юлий Гусман в фильме «Парк советского периода», но она уже не успела озвучить свою фигуру.
Утром 26 марта 2005 года Клара Степановна, как и всегда, готовила завтрак и позвала мужа к столу. И в этот момент она неожиданно потеряла сознание и упала — тромб оторвался. Скорая помощь не смогла оказать ей помощь. Кларе Лучко на момент смерти было 79 лет.
Клара Лучко и Сергей Лукьянов: Любовь с первого взгляда на съемочной площадке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Историю их первой встречи передавали из уст в уста. Это был именно тот случай, когда чувства вспыхнули с первой минуты. И, казалось, за этим мгновением должно последовать долгие годы счастья. Однако все оказалось не так просто в жизни Клары Лучко и Сергея Лукьянова.
Клара Лучко
Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе, Полтавская область. Её ранние детские воспоминания были наполнены ярким солнцем и светом беззаботного счастья. Позже, когда она отдала свою собаку Джульбарса на службу на границе, её наградили поездкой в Москву, которая удивила и восхитила юную девочку. По возвращении домой Клара с уверенностью заявила, что одним днем будет жить в Москве. Она не знала, откуда взялась эта уверенность.
Во время Второй мировой войны ее отец ушел на фронт, а Клара с матерью и бабушкой эвакуировалась в Казахстан. В десятом классе ей попалось на глаза объявление в газете о наборе в ВГИК. Курсы сержанта Герасимова открывались, и она почувствовала невероятную удачу. Клара мечтала стать актрисой. С детства актриса обожала кино и даже сравнивала себя с Тамарой Макаровой, фильмы с участием которой пересматривала по многу раз.
Клара решительно написала письмо в приемную комиссию, узнала правила поступления и начала готовиться. Однако во время экзаменов она так сильно нервничала, что не смогла прочитать ни слова из подготовленного материала. Борис Бибиков, заметив ее волнения, предложил сыграть небольшой этюд. В итоге Клара так погрузилась в роль, что расплакалась от избытка чувств. Эта ситуация и определила ее дальнейшую судьбу — она была принята.
Время учебы стало поистине счастливыми годами, когда она переехала в Москву вместе с институтом, и начала собирать свои первые победы. Клара с восторгом вспоминала о своих наставниках, Сергее Герасимове и Тамаре Макаровой, которые не только научили ее актерскому искусству, но и стали живыми примерами человечности и душевной щедрости.
После окончания института Клара снялась в нескольких фильмах, но её талант полностью раскрылся именно в «Кубанских казаках». По сути, именно с роли Даши Шелест началась её актерская карьера, которая впоследствии принесла ей счастье.
Сергей Лукьянов
Сергей Лукьянов родился 27 сентября 1910 года в Донбассе, в селе Нижнем. С ранних лет казалось, что его ждала судьба шахтера. Однако, окончив горное училище, он продолжил семейную традицию работы в шахтах. Но после тяжелого рабочего дня молодой шахтер всегда стремился в театральный кружок, где его ждала совсем другая, яркая жизнь. Он выступал на сцене, наслаждаясь созданным им образом, и не чувствовал усталости, несмотря на тяжелый труд. Талант Сергея вскоре был замечен, и его пригласили работать в театр.
Жду, жду…
Первый раз, когда они встретились и не расставались до самой смерти Клары, состоялся в компании общих друзей. На тот момент Дмитрий Федорович стал успешным известным артистом, которого пригласили из Ленинграда в Москву. Школу он окончил в Северной столице, отличившись на юридическом факультете государственного университета, который стал alma mater для двух наших президентов. Однако призвание нашел в профессии журналиста. Клара же уже была звездой всесоюзного масштаба после своей роли Даши Шелест в «Кубанских казаках» и вдовствовала — болезнь сердца преждевременно забрала жизнь ее мужа Сергея Лукьянова, который сыграл Гордея Ворона в том же фильме и испытал не менее красивые чувства с Мариной Ладыниной. К слову, всего через несколько лет Клара и Марина стали соседками в одном доме на Котельнической набережной в Москве. О тесном общении говорить не приходилось, конечно, ввиду непростого характера Ладыниной, но Клара часто видела, как бедно жила экс-актриса, и в нужный момент замолвила за нее словечко. На одном из высокопоставленных приемов Клара подходила к Наине Ельциной, чтобы поблагодарить её за то, что Борис Николаевич включил её в список артистов, имеющих право на президентскую пенсию. Она также добавила, что была бы счастлива передать свою часть пенсионных выплат в пользу прославленной, но обедневшей Ладыниной. Наина Иосифовна передала просьбу актрисы, однако её имя из списка исключить не стали — в нем просто стало на одну строку больше.
— Клара много добра делала людям, — вспоминает Мамлеев. — Она не только поддерживала частные инициативы, но и активно участвовала в публичных фондах. Её все любили, и она использовала это. Она часто собиралась идти в Кремль, и когда я говорил ей: «Клара, ты забыла паспорт!», она никогда не брала документы с собой — её без вопросов пропускали.
Когда стал серьезно болеть цыган Волонтир, Клара появилась на программе «Моя семья» у Комиссарова. Она тщательно относилась к своему появлению на экране, но в этот раз решила рассказать о беде Михаила по телевидению. Люди откликнулись, и собрали приличную сумму на операцию. А себе никогда ничего не выбивала. Я много работал, а она не сидела дома. Нам, слава Богу, всегда хватало.
Мамлеев и Лучко жили душа в душу. Дмитрий Федорович иногда говорил о своей супруге, как о «хорошем парне». В его понимании, она была простой и скромной женщиной, несмотря на свою звездную карьеру. Умная, красивая и понимающая, — так Мамлеев описывал идеал своей второй половинки. Поводов для ревности Клара не давала, активно участвовала в домашних делах. Вечера, когда они были в Москве, выглядели следующим образом: по пятницам Клара готовила запеченного цыпленка, затем на модной, тогда еще с хромированным оленем на капоте, Волге отправлялась к редакции «Известия» и ждала, когда муж подпишет номер. Затем они отправлялись в путешествие за 30–40 км от Москвы, где проводили вечер за жареной едой, приготовленной дома.
— Такие способы отдыха сейчас невозможно даже представить — подмечает Дмитрий Федорович.
Однако подобные загородные вылазки случались нечасто. Обычно кто-то из них был на съемках, в командировках, кинофестивалях и т. д. Оба объездили весь мир, но каждый по отдельности. Единственный общий отпуск прошел в Карловых Варах, где врачи рекомендовали Мамлееву лечение для диабетиков. Только однажды они вместе посетили Париж, но это уже считалось рабочей поездкой.
Платья и шляпы раздали музеям
Дмитрий Федорович охотно соглашается поделиться воспоминаниями о своей супруге и не забывает, как она помогала людям. Однако он не торопится обнародовать свои фотографии с ней, предпочитая рассматривать черно-белые карточки молодости, где они оба полны сил и жизненной энергии. Глядя на себя, он разве что напоминает, как трудно держать в руках, когда за плечами два инсульта, однако он все равно старается говорить как можно более разборчиво. Он с гордостью перечисляет знаки уважения и памяти о Кларе, которые хранят люди.
Особо почитают Клару на юге. Еще при жизни актрисе было присвоено звание трижды казачки Советского Союза — за фильм «Кубанские казаки», сериал «Цыган» и по рождению (актриса родом из Полтавы). В Краснодаре был установлен памятник в ее честь. В Курганинске, где проходили съемки «Кубанских казаков», был создан музей Клары Лучко, ей посвящена центральная площадь города, а ежегодный кинофестиваль называется «Казачьи зори». Победителям конных скачек на Кубани вручается приз Лучко. В Усть-Донецке, недалеко от хутора, где снимали «Цыгана», энтузиасты восстановили казачий двор из сериала, куда приводят экскурсии. Родная Полтава также почитает Клару: в ее честь названы улицы, а в Центре воспитания молодежи создан специальный зал памяти.
— У ни одной актрисы, даже у Мордюковой, нет такого — подчеркивает Дмитрий Федорович. — Клара была любимицей народа, и то уважение, с которым окружающие хранят о ней воспоминания, говорит само за себя.
Дмитрий Федорович уже не мечтает увидеть все то, о чем с азартом рассказывает, своими глазами — его здоровье не позволяет. Но он продолжает делать все возможное, чтобы поддержать память о своей покойной жене.
— Сколько платьев, шляп, сумок я разослал — не сосчитать, — признается он. — Все, что принадлежало Кларе, мы с Оксаной подарили. Ничего не продали, только отдали добрым людям.
Оксана — дочь Клары от первого брака, которая, по словам Мамлеева, совершенно не похожа на свою мать, но обладает той же добротой, благодаря которой Дмитрий Федорович не чувствует себя брошенным после смерти супруги.
— После ухода жены остались ли у вас хорошие друзья, с которыми можно поговорить о душе? — спрашиваю я на прощание.
— Добрых людей много, — уклончиво отвечает вдовец. — Другое дело, что с каждым годом их становится все меньше. Многих, с кем можно поговорить, встретить можно только на кладбище. Вот такая старость…
Вдруг раздается звонок, и Дмитрий Федорович, подняв трубку, оживляет: Оксана, которая должна вернуть кота (он у них общий), уже близко.
— Клара очень любила этого кота, — с радостью говорит Мамлеев. — У нас всегда были домашние животные, это наша общая страсть. Одну собаку у нас украли, другому песику стало плохо от крысиных ядов, а шотландского вислоухого кота Оксана нашла на улице. Он по документам Дормидонт, но в жизни его зовут Плюша. Он мне очень дорог.