«Тем не менее, следует отметить, что на протяжении нескольких минут самолет находился в полете с открытым аварийным люком. Это создало серьезную опасность для всех находящихся на борту, риску подвергались жизни множества людей. После успешной посадки самолета многие пассажиры нуждались в медицинской и психологической поддержке,» — добавил инициативный публицист Александр Андрианов.
«Подумали, что мертв»: как пилота вытянуло из окна самолета во время полета
В конце сентября 2023 года в Индии был арестован мужчина, который в процессе рейса попытался открыть аварийную дверь самолета. У 41-летнего Бисваджита Дебнатха явно произошел нервный срыв. Сначала он проявлял агрессию к стюардессам, а ближе к посадке неожиданно встал, направился к выходу и начал дергать за дверь. Спустя некоторое время его удалось остановить, на помощь экипажу пришли другие пассажиры, которые сумели скрутить этого авантюриста.
Почему же он так стремился покинуть самолет? Какие трюки на борту устраивали каскадеры? И удалось ли выжить пилоту, которого этим ужасным образом частично засосало в отверстие лобового стекла самолета? На эти вопросы отвечает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным.
«Не осознавал свои поступки»
После приземления дебошира Бисваджита Дебнатха передали правоохранительным органам. Как оказалось, мужчина страдал от серьезной депрессии. Он утверждал, что желание покинуть самолет возникло спонтанно, и в тот момент он не осознавал своих действий.
«Скорее всего, им управлял страх перед полетами. Этот страх переплетался с депрессивным состоянием, что вызывало острую нужду в спасении. Когда человек пытается покинуть самолет, он преодолевает страх, в ходе которого готов попытаться разрушить свою жизнь. Он в данный момент абсолютно не думает о других людях,» — пояснял психолог Артур Вафин.
Такие происшествия не являются редкостью. Каждый год на рейсах различных авиакомпаний фиксируют множество случаев, когда пассажиры пытаются покинуть самолеты прямо над землей.
Человек за пределами самолета
Наиболее близким к командиру самолета оказался бортпроводник Найджел Огден (Nigel Ogden). Он крепко схватил мужчину за ремень, позже признавшись, что сильно испугался и действовал инстинктивно.
Капитан Тимоти Ланкастер
Когда самолет остался без лобового стекла, произошел резкий перепад давления, и дверь кабины пилотов с громким хлопком была выброшена. Все предметы внутри, включая кислородные баллоны, начали вылетать наружу, нанося удары членам экипажа. Пассажиры, услышав это, впали в настоящую панику. В то время как Найджел Огден удерживал командира за пояс, остальные бортпроводники пытались успокоить пассажиров, призывая их пристегнуть ремни безопасности.
Бортпроводник Найджел Огден
Выживание за пределами самолета
Когда командира самолета выбросило наружу и прижало к фюzelяжу, автопилот отключился. Второй пилот Аластар Атчисон (Alastair Atchison) взял управление на себя и отправил сигнал о бедствии. К его ужасу, он понял, что не слышит ответа от Управления воздушным движением из-за сильного ветра.
Второй пилот Аластар Атчисон
Тем временем у Найджела Огдена стали проявляться признаки обморожения. Хотя погода на тот момент была довольно хорошей — видимость 10 километров и температура около +15 градусов Цельсия, происходившие события случились на высоте более 5000 метров, где самолет двигался со скоростью 600 километров в час при температуре -17 градусов. На помощь к Найджелу пришли два других бортпроводника.
Реконструкция того, как Тимоти Ланкастер оказался за пределами самолета
Члены экипажа наблюдали за лицом Тимоти Ланкастера — глаза были открыты, но он не подавал признаков жизни. Второй пилот и бортпроводники считали его погибшим. Однако никто не решался отпустить его, так как это могло привести к серьезным последствиям — его тело могло попасть в двигатель, что вызвало бы катастрофическое падение самолета. Кроме того, Найджелу Огдену предстояло лицом к лицу встретиться с родственниками капитана, что прибавляло тяжелую ношу к их обязанностям. Сходились в мнении, что тело не отпустят.
Мысли о том, чтобы отпустить
Из-за перепада давления вес командира стал эквивалентен примерно 200 килограммам, и одному человеку было крайне сложно его удерживать. На помощь к бортпроводникам Огдену и Хьюарду пришел еще один стюард Саймон Роджерс. Даже втроем они не смогли затащить Ланкастера в кабину — оставалось только удерживать его за ноги. Главной преградой стал холод, так как от ледяного ветра руки бортпроводников начинали онеметь.
Брызги в районе остекления — это кровь Ланкастера. Изображение: bt.com
Второй пилот снизился до 3300 метров и уменьшил скорость до почти минимально допустимой — 300 км/ч. В это время экипаж чуть не потерял командира: ноги почти выскользнули из ослабевших рук бортпроводников, но в последний момент его смогли удержать. По памяти Огдена, он с уверенностью полагал, что Ланкастер погиб — его лицо было изувечено, голова билась о фюзеляж, и кровь текла из носа и разных частей тела. Самое пугающее — его глаза были широко открыты. Этот взгляд останется в моей памяти навсегда, — делился позже Огден. На переговорах с диспетчером второй пилот многократно говорил, что командир, вероятно, не выживет.
Силы у Огдена иссякли, и он поменялся с Саймоном Роджерсом. Кто-то из находившихся в кабине, будучи уверенным, что Ланкастер мертв, произнес: Придется его отпустить. Но это лишь усугубило бы ситуацию. Двигатели BAC 1-11 располагались в хвостовой части, и пассивное тело Ланкастера могло застрять в одной из турбин. Это, безусловно, вызвало бы отказ двигателя.
Снизившись и снизив скорость, второй пилот смог связаться с диспетчером. Атчисон запрашивал воздушную гавань с полосой длиной 2500 метров, поскольку опасался приземлиться с перегрузом из-за большого запаса топлива. Но у ближайшего аэропорта в Саутгемптоне было только 1800 метров. Придется наблюдать. Весь процесс снижения и посадки выполнял второй пилот без какой-либо помощи извне. Во-первых, площадь управления находилась в недоступной близости, а во-вторых, обучение стюардов не предусматривало навыков пилотирования, особенно в нестандартных ситуациях. К удивлению для всех, посадка прошла абсолютно безопасно — BAC 1-11 остановился в пределах взлетно-посадочной полосы.
Наконец, капитан Ланкастер был втянут обратно в кабину, где его начали осматривать медики. Он был весь в крови и, к моему удивлению, сказал: «Я хочу есть», — вспоминал позже Огден. Только в этот момент стало известно, что командир жив. Можно сказать, что Тимоти Ланкастер отделался довольно легко: врачи диагностировали у него шоковое состояние, обморожение, ушибы и несколько переломов правой руки и одного пальца. Кроме того, Найджел Огден также получил обморожение рук и лица. Из числа пассажиров и других членов экипажа никто не пострадал, так что экстренная эвакуация не потребовалась.
Тимоти Ланкастер с экипажем рейса 5390. Изображение: telegraph.co.uk
Халатность на грани катастрофы
Подобные происшествия с BAC 1-11 и другими самолетами ранее никогда не происходили. Обычно лобовое стекло повреждается в результате внешних воздействий, таких как столкновения с птицами. Но это основание осталось целым, и вопрос о том, почему оно вылетело, оставался неразрешенным. Разгадка оказалась весьма шокирующей: 87 человек едва не погибли из-за халатности сотрудников, которые при замене ветрового стекла накануне полета использовали неподходящие болты. Стекло закрепили болтами, слишком маленького диаметра. Работник подбирал их на глаз, сравнивая с предыдущими. Однако визуально он не заметил разницы. Согласно инструкции, он должен был сверяться с документацией и использовать детали определенного размера. Более того, как позже было установлено, кладовщик даже предоставил правильный тип болтов, но ремонтник проигнорировал эту рекомендацию.
Слева и справа — подходящие болты, в центре — тот, что использовали при замене стекла. Он чуть меньше требуемых. Изображение: gov.uk
Аналогичный инцидент произошел три года назад с самолетом Airbus A319 авиакомпании Sichuan Airlines. Лобовое стекло вылетело из-за поврежденного влагой уплотнителя на высоте 9100 метров. Второго пилота тоже чуть не выбросило из самолета, но лайнер удалось успешно посадить. Как и в случае с рейсом British Airways, катастрофу удалось предотвратить. Спустя всего год после происшествия вышел художественный фильм «Китайский летчик», рассказывающий об этом инциденте.
После таких событий некоторые люди было бы логично совсем отказаться от полетов. Но Капитан Тимоти Ланкастер, несмотря на произошедшее, вернулся к работе через пять месяцев. Второй пилот Аластар Атчисон, бортпроводник Найджел Огден и стюардесса Сьюзан Гиббинс получили знаки отличия «Благодарность Королевы» за выдающиеся заслуги в воздухе. Найджел и Аластар продолжили свои карьеры в авиации: первый работал до 2001 года, покинув небо из-за проблем со здоровьем, а второй завершил свою карьеру только в 2015 году.
Как все начиналось
Воскресное утро 10 июня 1990 года не предвещало ничего плохого. Погода была солнечная с переменной облачностью, дул легкий ветерок, а видимость составляла около 10 км. Регистрация на рейс Бирмингем — Малаги прошла без задержек. Самолет с 81 пассажиром и 4 членами экипажа вылетел вовремя и направлялся в пункт назначения. На борту все шло в обычном режиме: пассажиры рассматривали рекламные буклеты и ждали, когда бортпроводники начнут разносить еду и напитки. В кабине пилотов обстановка тоже была спокойной. Самолет продолжал набирать высоту, и первый пилот решил немного расслабиться, отстегнув плечевые ремни безопасности. Однако ситуация резко изменилась на 27-й минуте полета.
Лобовое стекло со стороны пилота Ланкастера с жутким хлопком вылетело, и пилота частично «высосало» потоком выходящего воздуха снаружи, прижав его к фюзеляжу, где его обдувал пронизывающий холодный ветер, а самолет в это время разгонялся до 650 км/ч. Чудом пилота не выкинуло полностью, так как его ноги застряли между штурвалом и приборной панелью.
Из-за сильного порывистого ветра и резкого перепада давления на высоте 7000 метров дверь кабины открепилась и упала на панель приборов. Один из бортпроводников, увидев пилота в окне, резко схватил его за пояс, а другой убрал обломки двери с панели. К счастью, второй пилот Атчисон не пострадал и взял управление на себя, начав быстрый спуск на необходимую высоту, так как самолет не был укомплектован достаточным количеством кислородных масок. Второму пилоту удалось передать сигнал о бедствии, но из-за шума ветра в кабине ему никак не удавалось расслышать ответ от авиадиспетчера.
С течением времени у бортпроводника, который пробовал удержать пилота за пояс, начали проявляться признаки обморожения и истощения. С каждой минутой удерживать Ланкастера становилось все сложнее, и каким бы образом ни помогали другие бортпроводники. Команда была уверена, что капитан Ланкастер уже мертв, так как его глаза были открыты и совершенно неподвижны, а на стекле оставляли кровавые следы. Однако, боясь, что его тело попадет в двигатель, они продолжали держать его до самого приземления. К тому же, объяснять родственникам пилота, почему тело было отпущено, никто не хотел.
Что происходило на борту и как удалось посадить самолет
Жизнь пассажиров зависела от того, чтобы второй пилот случайно тоже не «высосал» в окно. На борту все плакали и молились. Бортпроводники старались как могли успокаивать людей. Вскоре второму пилоту всё же удалось расслышать указания авиадиспетчера, который порекомендовал сесть в ближайшем аэропорту Саутгемптона. Посадка самолета прошла нормально и все пассажиры покинули салон стандартным образом, без экстренной эвакуации. Правда, все пассажиры были сильно напуганы. Пилота Ланкастера вынесли на носилках, и все были шокированы, узнав, что он жив. У него диагностировали лишь переломы правой руки, запястья и пальца, а также обморожение и синяки. Удивительным образом, он вернулся к полетам всего через пять месяцев после инцидента.
Что же стало причиной столь необычного происшествия? Как установили следователи, в ночь перед полетом инженеры заменили панель ветрового стекла во время технического обслуживания. Они использовали слишком узкие и короткие болты, которые предназначены для надежного крепления стекла в кабине самолета. Но эти болты не выдержали сильной разницы давления между внешней средой и кабиной самолета на большой высоте, что и стало причиной вылета лобового стекла.
Борьба за жизнь
Фото: Leio McLaren/unsplash.com
Найджел крепко держал Ланкастера за лодыжки ног, но его силы были на исходе. Срыв кислородного баллона едва не стоил ему жизни. Однако, благодаря совместным усилиям, а также поддержке других бортпроводников, удалось контролировать ситуацию.
Члены экипажа уже не верили, что Тим жив. Его серое, неподвижное, покрытое снегом лицо явно свидетельствовало о том, что он мертв. Парадоксально, но держать его тело нужно было изо всех сил. Ланкастер закрывал собой проход в кабину самолета, что помогало лайнеру восстановить высоту и отправить сигнал о помощи с земли. Кроме того, если Ланкастера отпустить, его тело могло попасть в один из двигателей самолета. И тогда их шансы на выживание значительно снизились бы.
Второму пилоту удалось выполнить аварийную посадку в аэропорту Саутгемптона. 22 минуты страха в воздухе, которые пережили члены экипажа и пассажиры, навсегда останутся в их памяти. Удивительно, но Тим Ланкастер отделался только переломами руки, пальца и обморожением.
Последствия
Тим чудом остался жив. Фото: кадр из программы Wonder на Youtube
По словам капитана, в его памяти сохранился лишь момент, когда он уже снаружи повернулся лицом к борту самолета, чтобы легче дышать, и затем потерял сознание. Через полгода он вернулся к своей работе. В родном городе его считали настоящей легендой. Остаться в живых после 22 минут полета на фюзеляже самолета при скорости 600 км/ч и температуре до -17 градусов — это действительно невероятно!
Увы, не повезло лишь отважному бортпроводнику Найджелу Огдену. Посттравматический стресс заставил его покинуть любимую работу. Члены экипажа были награждены британским знаком отличия, за спасение жизней пассажиров и командира воздушного судна. Что же касается халатного мастера, среди виновников трагедии, его судьба осталась неизвестной.