Он также отметил, что в отличие от 90-х годов, когда талибы правили Афганистаном, сегодня женщины могут носить не только бурку (одежду, полностью закрывающую лицо, включая глаза), но и обычный хиджаб.
Что запрещают, а что разрешают талибы женщинам и как теперь изменится их жизнь
Во время своего правления «Талибан» установил одни из самых жестких ограничений для женщин в мире, однако сейчас его представители обещают пойти на некоторые компромиссы в отношении прав женщин.
Прошло несколько дней с тех пор, как талибы вернулись из отдаленных горных районов и захватили Кабул. Весь мир с нетерпением ждет развития событий: смогут ли талибы найти общий язык или это всё те же непримиримые радикалы? В то время как руководство движения молчит, спикеры делают громкие заявления. Они уже успели пообещать, что будут уважать женщин, разрешат им работать, учиться и даже появляться на телевидении! Тем не менее не все спешат верить в эти обещания, учитывая, что ограничения для женщин при власти талибов были, пожалуй, самыми строгими в мире.
Что было запрещено женщинам при талибах
В 1996 году «Талибан»* захватил Кабул и завершил процесс подчинения Афганистана. С этого момента по всей стране стали внедряться строгие правила, которые в наибольшей степени затронули именно женщин, проживающих в городах.
Женщинам было запрещено работать, и при выходе из дома им предписывалось носить бурку, покрывающую все тело и полностью закрывающую лицо. Выходить из дома без сопровождения мужа или близкого male-родственника было строго запрещено. Женщинам не разрешалось пользоваться общественным транспортом, предназначенным для мужчин, и посещать бани. Кроме того, они лишились права на образование и возможность получать медицинскую помощь.
За соблюдением всех этих запретов следила жесткая религиозная полиция, подчиненная Министерству по пропаганде добродетели и предотвращению порока. Наказания касались не только женщин-понарушительниц. Любой врач, портной или продавец, оказавший услуги одинокой женщине, подлежал уголовному преследованию или физическому наказанию. Наказанию также подлежал и тот мужчина — брат, отец или сын — который допустил, чтобы женщина вышла из дома одна.
Очередь за паранджой
Несмотря на относительно прогрессивные на словах обещания множества талибов, реальная ситуация в Афганистане остается сложной. Во многом порядок в определенной местности устанавливают полевые командиры, которые могут иметь и свое собственное представление о том, как должна выглядеть женщина.
К примеру, в июле 2021 года Независимая комиссия по правам человека Афганистана сообщила, что в некоторых районах, которые захватили талибы, женщинам запретили посещать медицинские учреждения без мужского опекуна. В дополнение к этому боевики закрыли школы для девочек и смешанные школы.
Поэтому многие афганки, включая женщин из Кабула, предпочитают носить бурку, чтобы не привлекать лишнего внимания. Из-за резкого увеличения спроса цены на эту одежду возросли в десять раз в талибских магазинах.
«В прошлом году эти бурки стоили 200 афгани (примерно 172 рубля — прим. ТАСС). Теперь они пытаются продать их нам по цене от 2 до 3 тысяч афгани,» — приводит «The Guardian» слова одной из жительниц Кабула.
Другая женщина, рассказывая иранскому агентству ISNA, упомянула о том, что ей пришлось провести несколько часов в очереди у банкомата: «Талибы захватили власть в Кабуле неожиданно, никто не ожидал этого. Все думали, что Кабул сможет сопротивляться год или больше. Паранджа — стала редкостью. У меня есть лишь одна или две паранджи на три женщины в семье. Возможно, мы сошьем себе хиджаб из простыни».
Старая история
Старшие поколения афганцев помнят прежнее правление талибов, которое длилось с 1996 по 2001 год. Тогда боевики принуждали женщин оставаться дома, запрещали им работать и получать образование после 12 лет. Стоит отметить, что в начале 90-х годов женщины составляли 70% школьных учителей, 50% государственных служащих и 40% врачей в Кабуле.
«Талибан» у власти: чего ожидать населению Афганистана и соседним государствам
При правлении радикалов в стране был установлен режим, основанный на строгом соблюдении шариата и племенных обычаев. За соблюдением порядка следила так называемая религиозная полиция, применяющая жестокие наказания к провинившимся. Нарушение предписаний талибов грозило отсечением конечностей, поркой и даже казнями. Женщины, обвиненные в измене, подвергались публичному побиению камнями. В те годы Афганистан находился на одном из последних мест в мире по правам человека.
Как вспоминает в своей колонке для журнала The Atlantic фоторепортер и писательница Линси Аддарио, «больше всего в том правлении талибов мне запомнилась повсеместная тишина».
«На улицах почти не ездили машины, не было музыки, телевидения, телефонов или разболтанных разговоров на тротуарах. По пыльным улицам скитались вдовы, потерявшие мужей в бесконечной войне; им запрещали работать, и единственным их способом выживания стало попрошайничество. Люди были напуганы. Те, кто рисковал выйти на улицу, говорили приглушенными голосами, опасаясь побоев талибов. Это могло произойти из-за недостаточно длинной бороды (для мужчин) или слишком короткой бурки (для женщин), а иногда без всякой видимой причины», — пишет Аддарио.
До первого захвата власти талибами женщины в Афганистане были защищены законодательством. Они получили право голосовать еще в 1920-е годы, а в 60-х годах конституция страны провозгласила их равные права с мужчинами.
Женщины-воительницы
К 2007 году доля учениц в школах увеличилась почти в 40 раз и составила 41,7 процента. К 2011 году делалось еще больше: 65,6 процента от общего числа учащихся. Стало значительно больше студенток: в 2016 году доля девушек составляла 28 процентов. Доля женщин-преподавателей составила 14 процентов.
Для многих женщин открылись невиданные за время правления талибов возможности. Они имели право возвращаться на службу в армию, поскольку женщинам разрешалось служить до 1996 года. С 2014 года США и их союзники по НАТО начали оказывать помощь в консультировании вооруженных сил Афганистана и способствовали набору женщин.
Таким образом, афганки могли занять посты судей, офицеров полиции и даже министров. По состоянию на 2020 год, доля женщин в парламенте страны значительно превышала аналогичный показатель в Конгрессе США (27 процентов против 23 процентов).
Тем не менее такие свободы были доступны в основном девушкам из крупных городов, и даже там не обходилось без нарушений и домогательств. Многие жительницы сельских районов все еще оставались полностью зависимыми от мужчин. Почти везде в провинциях мужчины оставались консервативными и немногие из них позволяли своим дочерям ходить в школу.
Несмотря на это, политики продолжали поддерживать тренд на женскую эмансипацию. Например, бывший президент Ашраф Гани поощрял назначение женщин на руководящие посты, а его жена, первая леди Рула Гани, активно участвовала в официальных мероприятиях и руководила социальными проектами.
Согласно законопроекту, каждая женщина должна была иметь право на защиту, лечение и образование и быть равной мужчине — это было закреплено в конституции, принятой в 2004 году.
В 2009 году афганские власти также приняли закон, обязывающий государство защищать женщин от насилия. По данным Human Rights Watch, благодаря этому закону правоохранительные органы стали уделять больше внимания преступлениям против женщин. И хотя жизнь в деревнях могла значительно отличаться от городской, у афганских девочек появилась возможность стать более свободными и независимыми — но теперь даже этот шанс отобрали талибы.
Мы не хотим, чтобы женщины были жертвами
После захвата Кабула талибами 15 августа 2021 года многие девушки начали эвакуировать из университетов, а владельцы салонов красоты принялись закрашивать изображения женщин на витринах. Цены на бурки в стране выросли в десять раз: если в прошлом году они стоили 200 афгани (около 2,3 доллара), то теперь стоят от 2 до 3 тысяч афгани (примерно 23-34 доллара).
Тем не менее сами талибы уверяют, что жизнь женщин не изменится. Они заявляют, что не намерены ущемлять чьи-либо права и что каждая женщина сможет работать и учиться, а также талибы разрешили женщинам работать на телевидении. Более того, им даже обещали место в новой афганской администрации.
«Мы не хотим, чтобы женщины были жертвами. Они должны быть частью правительственной структуры в соответствии с законами шариата», — заявил член талибской комиссии по вопросам культуры Энамулла Самангани, призывая афганских женщин присоединиться к будущему правительству.
Тем не менее, заявление о том, что в стране не будет насилия против женщин, уже подверглось критике: 18 августа стало известно, что талибы забили до смерти жительницу провинции Фарьяб, мать четверых детей, наказав её за отказ готовить еду для них. По словам дочери покойной, у семьи просто не было достаточных средств, чтобы накормить 15 человек, стучавших к ним в дом.
«Моя мама упала в обморок, и тогда они ударили её своими автоматами АК-47», — рассказала девушка.
Множество сообщений о том, что талибы начали угрожать женщинам-военнослужащим, также ставит под сомнение их обещания. Фатима Садат, военнослужащая, поделилась, что ей пришло письмо с угрозами: «Мне угрожали расправиться со мной, если я окажусь на их пути. Им не нравится, что я работала с иностранцами», — сказала она. Существуют также слухи о том, что талибы составляют списки женщин, работавших в государственном секторе и СМИ, хотя их цели остаются неизвестными.
Появились и более тревожные сообщения о том, что талибы начали забирать девочек в сексуальное рабство, а также заживо сжигали молодую женщину за невкусный обед.
Лицо женщины — источник соблазна
На территориях, контролируемых талибами, соблюдались нормы гендерного апартеида — женщин заставляли носить паранджу на публике. Исламисты считают, что лицо женщины — источник соблазна для мужчин. Женщинам запрещалось работать и учиться, а также посещать врачей-мужчин. Происходили публичные порки и казни.
Талибан фактически поощрял сексуальное рабство: согласно данным Amnesty International, 80% состоявших в браке женщин испытывали принуждение.
В глазах талибов женщины — это не живые существа, а просто мясо, которое нужно избивать. Так описывает отношение боевиков талибов к женщинам афганка по имени Хатера.
И, в отличие от представителей МИД России, она знает, о чем говорит. 33-летней матери пятерых детей пришлось на личном опыте испытать на себе отношение талибов.
В качестве наказания за то, что она устроилась на работу в полицию в афганской провинции Газни, боевики выпустили в нее восемь пуль и выкололи ножом глаза.
Как рассказала Хатера, информацию о ее работе в полиции передали талибам её собственный отец — бывший боевик, который показал боевикам копию ее удостоверения. В день, когда произошла экзекуция, мужчина позвонил дочери, чтобы узнать, где она находится.
Они (талибы. — Прим. Ридуса) сначала мучают женщин, а затем выбрасывают их тела на съедение собакам в назидание остальным. Мне повезло, что я выжила. Надо жить в Афганистане при талибах, чтобы хотя бы немного понять, какой ужас обрушился на женщин, детей и меньшинства в стране, — сказала Хатера в интервью индийскому каналу News 18.
Эта ужасная история произошла в конце прошлого года, еще до того, как талибы овладели большей частью страны. Тогда они заявили, что не знают о случившемся, и вообще — это семейное дело.
Однако, как сообщают западные СМИ, талибы начали охоту на женщин, работавших с правительством или полицией, еще до захвата страны, и с тех пор ситуация лишь ухудшилась.
Официальные лица Талибана утверждают, что изменили свое отношение к женщинам. Более того, спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, назвавший талибов адекватными и готовыми к переговорам, говорит, что талибы даже не требуют, чтобы афганки носили паранджу и что достаточно и обычного хиджаба, приводя в пример Иран и Саудовскую Аравию.
Вот нас возмущает, можно сказать, с высоты наших культурных представлений: вот женщина в чадре, не пускают туда… Талибы такие злодеи, так плохо себя ведут… Я вас уверяю: возьмите любой кишлак в Афганистане, где талибы, возможно, никогда и не поселились, и там тоже точно такие же порядки. Это национальные традиции этой страны. Так у них принято. И всё, — заявил господин Кабулов в интервью на Эхе Москвы.
Замир Кабулов
Афганские женщины не хотят в каменный век
Тем не менее талибы уже подтвердили, что запретят девочкам учиться после 12 лет и восстановят закон, запрещающий женщинам передвигаться без махрама — мужского опекуна.
Афганки утверждают, что помимо практики насилия, законы талибов ставят под угрозу жизни женщин.
Талибан не разрешает женщинам посещать врачей-мужчин и одновременно запрещает им работать и учиться. Так что же остается женщине? Умирать? Даже если вы считаете, что мы просто машины для рождения, в этом нет здравого смысла, только нерешительность и ненависть, — сетует Хатера.
Женщины Афганистана вовсе не хотят в каменный век Талибана.
По словам Хатеры, окружающий мир не в состоянии представить, чего добились афганские женщины за последние два десятилетия.
Наши женщины и молодежь прошли долгий путь за эти 20 лет, чтобы добиться каких-то успехов — обрести финансовую независимость, получить доступ к образованию. Женщины заполняли университеты. Это было прекрасное зрелище — видеть девочек, ходящих в школу.
Все это разрушилось всего за одну неделю. Я даже слышала от своих родных, что семьи начали сжигать документы об образовании девочек, чтобы защитить их от талибов. Мы строили мечты. Теперь их нет. Для нас все закончено, — утверждает Хатера.
Патрули талибов* на улицах Кабула.
Моя мама сказала їм: «Мы бедные, что я могу для вас приготовить?» Талибы начали её избивать. Моя мать потеряла сознание, и они начали бить её автоматами. В конце концов они бросили гранату в комнату,— рассказывает о жестокости талибов жительница провинции Фарьяб по имени Манижа в репортаже CNN.
В результате избиения 45-летняя женщина по имени Наджа скончалась. Талибан отрицал свои действия, но были свидетели, и местные официальные лица подтвердили рассказ Манижи.
Салима Мазари — первая афганская женщина-губернатор, захвачена в плен талибами и вскоре может пополнить список их жертв.
Небезопасная ситуация продолжает демонстрироваться радикальными действиями исламистов, как это произошло в северной афганской провинции Балх.
Как сообщает радио Озоди**, местная полиция сообщила, что талибы убили молодую женщину. Начальник полиции Зиалухак Туофан рассказал, что эта молодая женщина была застрелена боевиками талибов в селе Самар Кандиан, находящемся под контролем группы.
Жертву звали Назанин, ей было 21 год. Она была убита за то, что вышла на улицу без махрама и была одета в слишком откровенную одежду.
Теперь боевики Талибана пытаются убедить международное сообщество в том, что они стали более умеренными, чем во время правления несколько десятилетий назад. Однако многие афганцы не готовы им верить.
Как заявила активистка кампании Amnesty International в Афганистане Самира Хамиди, положение женщин, занимающих государственные должности, всегда было опасным. Но недавний всплеск насилия по всей стране только ухудшил ситуацию.
Как сейчас обстоят дела с женщинами в Афганистане?
До 1970-х годов права женщин в Афганистане, судя по всему, оставались на уровне нескольких других стран. Афганские женщины, следуя примеру британских, обрели право голоса в 1919 году. Гендерная сегрегация была отменена в 1950-х, а к 1960-м годам новая конституция включила женщин в политическую жизнь страны. Но начиная с 1970-х из-за нестабильности в стране их права начали постепенно сужаться.
Правление Талибана, запрещенного в большинстве стран, в 1990-е фактически уничтожило все достижения женщин. Организация установила свой собственный крайний вариант закона шариата, который означал, что женщинам запрещалось получать образование, работать, выходить на улицу без мужского сопровождения, обнажать любые части тела на публике и получать медицинскую помощь от мужчин. Об участии в политической жизни страны не могло быть и речи.
Когда военная коалиция под руководством США вмешалась в ситуацию, действующий на тот момент генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: «В Афганистане не может быть настоящего мира и восстановления без восстановления прав женщин».
За последние 20 лет афганские женщины добились значительного прогресса. Их права на передвижение уже не контролировались законом, и они не обязаны носить паранджу, если не желают этого делать. Новая конституция 2003 года защищает права женщин, а в 2009 году Афганистан принял Закон о ликвидации насилия в отношении женщин (EVAW). В парламенте Афганистана 27 процентов мест были зарезервированы за женщинами out of total 250 мест. В настоящее время образование доступно для женщин, миллионы девочек учатся в школах, а тысячи — в университетах. В прошедшем году девочки составили 39 процентов от 9,5 миллионов учащихся страны. Около 22 процентов трудоспособного населения сейчас составляют женщины; многие из них занимают руководящие посты в политике, судебной системе и вооруженных силах. В Афганистане более 200 женщин-судей, а по состоянию на апрель 2021 года в правоохранительных органах работали более 4000 женщин.
Что и как теперь изменится?
Хотя представители Талибана настаивали на сохранении прав женщин, сообщения даны о том, что девушек начали отправлять домой с работы и из университетов в городах, находящихся под контролем талибов. В одном из недавних инцидентов в Azizi Bank, расположенном в южном городе Кандагар, талибы сопровождали женщин-сотрудниц насильно, утверждая, что их родственники-мужчины могут занять их рабочие места.
На этих выходных студентка одного из университетов Афганистана написала анонимное письмо в газету The Guardian, описав ужасающие события в Кабуле, где ее однокурсницы были эвакуированы полицией и не могли воспользоваться общественным транспортом, так как водители боялись репрессий талибов, если их поймают, везущими женщин. Девушка сообщила, что её сестра была вынуждена уйти из государственного сектора, а она, заканчивая второе высшее образование, теперь должна будет уничтожить все свои достижения за 24 года.
В Афганистане не может быть подлинного мира и восстановления без восстановления прав женщин.
В последние дни международный протест против действий талибов усилился. Пакистанская правозащитница и лауреат Нобелевской премии мира Малала Юсуфзай обратилась к мировым лидерам с призывом о защите прав женщин в стране. «Мы в полном шоке наблюдаем, как Талибан берет под свой контроль Афганистан. Я глубоко обеспокоена женщинами, меньшинствами и защитниками прав человека», — написала она в Twitter. «Глобальные, региональные и местные державы должны призвать к немедленному прекращению огня, предоставить срочную гуманитарную помощь и защитить беженцев и гражданских лиц.»
Мы в полном шоке наблюдаем, как Талибан берет под контроль Афганистан. Я глубоко обеспокоена женщинами, меньшинствами и защитниками прав человека. Глобальные, региональные и местные державы должны призвать к немедленному прекращению огня, предоставить срочную гуманитарную помощь и защитить беженцев и гражданских лиц.
— Malala (@Malala) August 15, 2021
Махбуба Серадж, основательница Сети афганских женщин, недавно отметила: «То, что происходит сегодня в Афганистане, отбрасывает эту страну на 200 лет назад».
Замечательно, что две трети населения Афганистана моложе 30 лет, что означает, что большинство женщин никогда не знали, каково это — жить под контролем Талибана. Хотя некоторые из них носят паранджу по своему выбору, многие теперь столкнутся с тем фактом, что впервые придется надевать её по принуждению. Большинство из них никогда не сталкивались с ограничениями, которые запрещали им учиться, работать или выходить из дома без мужского сопровождения. Теперь это становится реальностью. В эти дни в интернете активно распространяются снимки с закрашенными изображениями женских лиц на витринах в Кабуле, что резко показывает, что нас может ожидать всех женщин в Афганистане.
Станет ли Афганистан снова страной без лиц?