Хадид всегда считала своими детями проекты, которые непрерывно разрабатывала. На протяжении всей жизни она прожила в небольшой квартире в Лондоне, находившейся поблизости от её архитектурного офиса.
Заха Хадид, архитектор-звезда: она любила Малевича, а её сравнивали с Дали
Заха Хадид стала первой женщиной-архитектором, признанной на мировом уровне, которая вдохновляла людей своим творчеством, уникальным образом жизни и особым стилем общения. В её жизни не было ни скандалов на личном фронте, ни злоупотреблений алкоголем. Никаких излишеств, просто Заха воспринималась как инопланетное существо, что, конечно, удивляло окружающих.
Она поразила мир своей смелой идеей: тогда как большинство людей ожидали, что в будущем здания будут иметь белый цвет и необычные формы, Хадид решительно начала их строить. В конце концов, будущее создаётся в настоящем моменте. Созерцая непрерывные белые волны, по которым легко узнавались здания Захи, многие задавались вопросом: «Какой дом она выбирает для жизни?»
На самом деле, Заха проживала в скромной, почти пустой квартире в Лондоне, где она полностью разобрала кухню. Причины были простыми: во-первых, сама кухня выглядела не привлекательно, а во-вторых, для неё готовка не была делом. Она отдавала предпочтение кафе и ресторанным доставкам, а иногда даже хватала уличный хот-дог, запивая его газировкой.
Заха Хадид появилась на свет в Багдаде в 1950-х годах. Её родной дом был одним из немногих модернистских зданий в мусульманском городе — выглядел он, словно осколок будущего, случайно приземлившийся в сонном Востоке. Сравнивая свой дом с другими, Заха постоянно задумывалась, что можно было бы изменить в архитектуре, даже фантазировала о здании с крышей, направленной вниз. Конечно, снаружи, так как внутри было бы крайне неудобно ходить по потолку, задевая лампы.
Родители Захи были людьми прогрессивного мышления. Они верили в прогресс, гуманизм и гендерное равенство, и воспитывали свою дочь без ограничений, за исключением тех, которые требуют человеколюбие.
Однажды родители решили обновить мебель в квартире, и новая обстановка произвела на Заху невероятное впечатление. Мебель в стиле шестидесятых была геометричной, аскетичной и ассиметричной. В тот день девочка влюбилась в ассиметрию, преображая свою комнату до неузнаваемости — она стала выглядеть так, будто сошла с обложки модного издания о интерьере.
Вскоре двоюродная сестра и тетя Захи попросили её помочь с оформлением своих комнат. Эти первые заказы можно считать началом её карьеры архитектора. Однако тогда Заха ещё не предполагала, что свяжет свою жизнь с проектированием интерьеров и фасадов зданий. Ей даже не было ясно, кем она хочет стать во взрослой жизни.
После школьных лет Заха переехала в Бейрут, а позднее — в Лондон, где обучилась архитектуре и начала получать заказы. В конечном итоге она стала первой женщиной, удостоенной самой престижной премии в архитектуре — Притцкеровской. Церемония награждения проходила в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Некоторые критики упрекали Хадид в том, что её номинация объясняется лишь соображениями толерантности (одновременно женщина и арабка), отмечая высокую стоимость её проектов и то, что они непрактично используют пространство. Однако Заха отвечала только на последние из этих обвинений.
Люди привыкли считать, что лучший архитектурный подход — это прямоугольные формы, так как это традиционный способ использования пространства. Заха же задавалась вопросом: «Так что, природа сама себя неправильно организует?» Мир не состоит из прямых углов, и никто не упрекнет природу за отсутствие четких форм в парке, говоря: «Какой ужас, здесь нет даже одного угла!»
Хадид бралась за всё: торговые и спортивные комплексы, научные станции и даже пожарные части — для неё не было разницы. Единственным проектом, за который она никогда бы не взялась, по её собственным словам, была тюрьма, даже самая шикарная.
Сальвадор в помаде и серёжках
Экстравагантный характер Захи стал причиной того, что её часто сравнивали с Сальвадором Дали, поскольку она постоянно удивляла окружающих своими поступками. Например, однажды она принимала важных гостей из Японии в своей миниатюрной лондонской квартире, заполненной странными причудливыми белыми диванами. Японцы, ожидая хозяйку, были в растерянности: они не знали, являются ли эти диваны арт-объектами или просто очень неудобной мебелью.
Когда все, наконец, разместились, Заха вышла к гостям, как всегда одетая модно и аккуратно, за ней шла ассистентка с обычным четырёхножечным стулом. Этот стул был помещен в гостиной, и именно на нем Заха удобно уселась.
Как сова, Хадид обычно вставала поздно и ложилась спать тоже поздно, совершенно забывая о том, что многие люди живут по другому графику. Бывали случаи, когда она звонила своим подчиненным-архитекторам рано утром по вопросам проектов, и, обнаружив, что они ещё не на работе, с раздражением кричала на них, ругала за лень, а потом, лишь взглянув на часы, шептала себе: кажется, всё-таки уже довольно поздно.
Заха проявляла антипатию к традиционной природе — прогулки по лесу или парку её не вдохновляли. Она предпочитала пляжные пейзажи, где горизонт простирался во все стороны: вправо и влево песок и камни, впереди — бескрайнее море, а сзади — возможно, чудесный город. В архитектуре ей нравились только природные линии и волнистые формы, напоминающие о сколах камня, и, когда она сталкивалась с такими пейзажами на Земле, ей казалось, будто она находится на другой планете.
Порой Заху дразнили «марсианкой», словно она и вправду была из другого мира.
В одном из интервью Хадид упомянула, что не была против стать матерью, неважно кого — сына или дочь. Это заявление вызвало законный интерес: неужели может возникнуть новая династия? Однако лишь одно дело — быть открытой к этому, и совершенно другое — представлять, как организовать жизнь для будущего ребенка. Хадид прекрасно знала, как появляются дети, но не умела взаимодействовать с ними. Например, когда она видела свою племянницу Рану, то сразу же начинала её обучать рисованию, делясь с ней мелочами работы с цветными карандашами — это было её максимум в общении с детьми.
Учитель Захи говорил о том, что она была крайне эмоциональной и, когда злилась, могла начать плакать — но не так, как это делают обычные девушки. В её слезах было что-то взрывное, они «летели», как пули, направленные к собеседнику, пропитанные её внутренним напряжением и эмоциональной силой.
Архитектура
Архитектурный авангард становится тем направлением, которое Заву привлекает больше всего. В её студенческие годы первые архитектурные идеи начинают находить отражение в её работах. Рем Колхас — нидерландский архитектор и теоретик деконструктивизма — высоко ценил талант Захи, считая её лучшей ученицей за всю свою карьеру. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над рекой Темзой, разработанный в 1976 году.
В 1977 году, завершив учёбу, Заха Хадид начинает работать в бюро ОМА под руководством Колхаса, однако покидает его по истечении двух лет. В 1979 году она открывает своё собственное архитектурное бюро Zaha Hadid Architects. Параллельно с работой над проектами, Заха начала преподавать в Архитектурной ассоциации, где проработала до 1987 года. Она не интересовалась стандартными постройками; её привлекали крупные знаковые архитектурные объекты. Поэтому в основном её проекты оставались на бумаге, и она активно участвовала в конкурсах.
Первой международной победой Захи Хадид стал проект клуба «Пик», который она разрабатывала для клиента из Гонконга, но сам объект так и не был построен из-за банкротства заказчика. В 1994 году Заха снова достигает успеха, выиграв конкурс на лучший проект оперного театра в Кардиффе, но вновь возникает скандал: общественность начинает активно критиковать застройщика, что приводит к отказу от авангардного проекта Заха.
В 1994 году также она разрабатывает проект перевернутого небоскрёба для Лестера, который также не был реализован. Первой проектом, который был успешно реализован, стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на-Рейне в 1993 году. Это стало важнейшим событием, но многие её проекты оставались лишь бумажными, что не останавливало Заху. Она была так увлечена своим делом, что порой спала всего по четыре часа в сутки.
С 1997 года, после строительства музея Гуггенхейма в Бильбао, к идеям Захи Хадид начали проявлять интерес. В 1998-1999 годах архитектор создал два Центра искусств в США, один из которых расположен в Огайо, а второй — в Риме. Здания, построенные по проектам Захи, становятся достопримечательностями в своих регионах. Имя Захи Хадид окончательно завоеало международную известность после запуска проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, который был завершён в 2003 году.
Помимо работы с крупными архитектурными формами, Заха Хадид также экспериментировала с интерьером, театральной декорацией и выставочными пространствами музеев. Она разработала модель туфель для Lacoste и бразильского бренда Melissa. Хадид также сделала успехи в проектировании мебельных коллекций, которые реализовались под брендом Sawaya & Moroni.
В 2005 году Заху удостоили первой премии на международной выставке Design Miami за её достижения в дизайне. Коллекции малых архитектурных форм попали в Музей современного искусства в Нью-Йорке и Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Также она стала лектором, читая лекции по архитектуре и искусству по всему миру.
Работа в России
31 мая 2004 года был отмечен знаменательным событием в жизни Захи Хадид — она была вручена Притцкеровская премия. Церемония награждения проходила в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого момента началась её плодовитая работа с Россией. Хадид неоднократно приезжала в Москву с мастер-классами, а в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков на жилом комплексе «Живописная Тауэр» в российской столице.
В 2012 году Заха Хадид разработала футуристический проект дома для предпринимателя Владислава Доронина, а через три года спроектировала бизнес-центр «Пересвет-Плаза». После открытия Центра Гейдара Алиева в Баку, созданного по проекту Захи, она получает премию Британского музея дизайна в номинации «Дизайн года».
Среди наиболее интересных проектов упоминаются: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулёра в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Важным проектом 2000-х годов для Хадид стал Музей MAXXI на окраине Рима.
В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреаткой награды Джеймса Стерлинга от Королевского института британских архитекторов. С фотографиями её работ можно ознакомиться в сети. Время от времени здания по проектам Захи становились обтекаемыми, теряя углы и прямые линии. В процессе она отдалялась от деконструктивизма, создавая собственный уникальный стиль.
Изначально Заха хотела стать математиком
После изучения математики в Бейруте, она неожиданно решила переключиться на архитектуру. В 1972 году, переехав в Лондон, начинается её обучение в Архитектурной ассоциации, где ей стал наставником известный теоретик деконструктивизма Рэм Колхас. Интерес Захи к геометрическим формам оказал значительное влияние на её восприятие архитектуры и нео-футуристический дизайн.
О её сильном характере и принципиальности бытуют легенды. Однажды она отказалась ждать задерживавшийся на взлётно-посадочной полосе самолёт и требовала, чтобы её, вместе с багажом немедленно зарегистрировали на другой рейс, который должен был вылететь без малейших задержек.
В другой раз она отправила ассистентку на Венецианскую архитектурную биеннале за парой туфель, которые ей срочно понадобились для вечеринки.
Хадид всегда добивалась своего и не позволяла никому усомниться в её правоте. Возможно, именно поэтому её фантастические проекты удавалось претворить в жизнь, несмотря на их сложность.
Заха — автор очень успешной линии обуви. И ни одной
Интересы Захи выходили за пределы архитектуры. В 2009 году она разработала необычные туфли с обтекаемыми формами для бразильского бренда Melissa. Эти туфли облегали ногу, как вторая кожа, и выполнялись из пластика.
Позже состоялись коллаборации с Lacoste и United Nude. Очевидно, что туфли по её эскизам имеют явное сходство с её архитектурными проектами! Футуристичные туфли Flames от United Nude были напечатаны на 3D-принтере.
Nova выполнены из хромированного винила и имеют 16-сантиметровый каблук.
Признание и слава
Заха Хадид стремилась к тому, чтобы реализовать свои идеи и заниматься тем, что ей нравилось. В 29 лет она открыла собственную компанию Архитектурное бюро Захи Хадид (Zaha Hadid Architects), которая стала новаторской и открыла новую эпоху в архитектуре.
Основанное в 1979 году бюро только через 15 лет осуществило свой первый проект, который стал реальностью. Он находится в небольшом немецком городке Вайль-ам-Райн (Weil am Rhein) с населением менее 30 тысяч человек. Тем не менее, именно здесь, а не в крупных мегаполисах, началась слава архитектора. Отличительная черта проекта — бетонные панели пожарной станции Vitra, которые соседствуют с ленточными окнами, металлическими колоннами и прозрачными стенами. Наклонные стены и потолки создают впечатление движения, подразумевая обеспеченность экстренной готовности.
Интерес к проектам бюро Хадид быстро возрос в течение пяти лет, с конца 1990-х до начала 2000-х. От первого удачного проекта до её звездного часа прошло около 10 лет. Четыре года после завершения пожарной станции ещё один проект Хадид выиграл публичный конкурс. Центру современного искусства в штате Огайо необходимо было новое здание, и в 2001 году началось его строительство. Вскоре это стало значительным достижением в профессиональной биографии архитектора.
Её работы подвергались критике и недовольству. Даже будучи признанной в мире архитектором, Заха постоянно сталкивалась с необходимостью оправдываться за свои решения. Существуют и мнения, что её творения нарушают привычные правила архитектурной культуры городов, сложившиеся за века.
Легендарные проекты Захи Хадид
Поскольку Захе было сложно получить первые заказы, в её творчестве сформировалась интересная тенденция. Сооружения, созданные по её проектам, появляются в самых различных уголках мира, что служит подтверждением тому, что её талант принадлежит не какому-то одному месту, а достоин создания для всех людей.
Таким образом, насладиться видами зданий, вошедших в историю благодаря воображению Захи, можно практически в любой точке мира — на западе и востоке, в Африке и Азии, а также в Америке и Европе, включая Россию. Однако сама Хадид никогда не стремилась к созданию архитектуры только в столицах и мегаполисах; её кожа была видна и в менее известных городах. Конечно, когда весь мир осознал уникальность её работ, ведущие компании и предприниматели начали обращаться к ней с завидным постоянством.
Выделить лучшие проекты Хадид крайне сложно — она никогда не повторялась в своих концепциях, каждое её здание или комплекс являются уникальными и великолепными. При этом важен не только общий вид сооружения, но и сложные внутренние коммуникации, которые можно оценить лишь на месте. Смотря на фотографии проектов Хадид, невозможно сразу понять, завершены ли они или это просто эффектные картинки. Их реальность порой кажется почти удивительной. При этом Хадид до последнего осталась верна своему стилю, отказываясь от использования компьютерных программ в архитектуре. Тем не менее, её здания всегда легко отличить от работ других архитекторов.
Также, работы Хадид отличаются масштабностью, что обычно требует много времени на строительство. Некоторые из проектов не успели завершиться в течение её жизни, но бюро Захи продолжает их реализацию.
Музей транспорта Riverside Museum
Первая выставка в шотландском Глазго была открыта королевой Елизаветой. До того, как переехать в здание, спроектированное Захой, экспозиция музея размещалась в спортивной арене Kelvin Hall.
В Британии, где Заха формировала своё видение архитектора, это сооружение стало её первой работой. Особое внимание привлекает зигзагообразная крыша этого здания, состоящая из пяти углов и фасад из тёмного стекла. В 2011 году музей получил обновление и открыл новые выставочные пространства в гавани реки Клайд, где находится город Глазго.
Стадион Al Janoub
Чемпионат мира по футболу в 2022 году стал первым в истории, который проходил в арабской стране. Матчи состоялись в различных городах эмирата Катар, выбранного в качестве места проведения турнира. Одним из таких мест стал Эль-Вакра на побережье Персидского залива.
При проектировании стадиона Al Janoub Заха ориентировалась на формы древних арабских парусников, чья эстетика органично вписывается в архитектуру стадиона. С большого расстояния конструкция напоминает компактную ракушку.
Небоскрёбы Signature Towers
3 самых известных работы
Национальный музей искусств XXI века в Риме строился в течение 11 лет. Затраты на его строительство составили 150 миллионов евро! Однако усилия и вложения оправдали себя. В 2010 году здание стало лауреатом премии Стирлинга за лучшее архитектурное оформление, и до сих пор выглядит современно.
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку представляет собой не просто невероятно красивое волнообразное сооружение. В архитектуре заложен глубокий философский смысл: форма символизирует бесконечность, а линии отражают связь между прошлым и будущим. Этот проект также был отмечен премией «Дизайн года» Британского музея дизайна в 2014 году.
Горный музей в Южном Тироле действительно располагается на высоте почти 2300 м над уровнем моря. Одной из самых интересных деталей проекта является нависающая терраса, с которой открывается захватывающее зрелище гор. Посетители могут ощущать себя будто зависшими в воздухе — это впечатление приносит немало эмоций!
Дело принципа
Заха Хадид ушла из жизни в 2016 году, однако её бюро продолжает развиваться, реализуя начатые проекты и создавая новые. К примеру, в конце августа прошлого года фирма выиграла конкурс на проектирование станции московского метро под рабочим названием «Кленовый бульвар 2». При жизни Хадид стала не только архитектурной легендой, но и символом феминизма.
Она открыто говорила о том, насколько сложно было пробиться наверх женщине и иностранке. Отстаивая свое право на жизнь, которую она выбрала, она заявляла: «Если бы я хотела детей, я бы их завела», и подчеркивала, что противоречит навязанным социальным ролям, добавляя: «Я женщина, но это не значит, что я должна творить исключительно милые вещи, мои здания не должны быть милыми».
Более того, Хадид с гордостью заявляла о своей идентификации как феминистки: «Я верю в ум, силы и независимость женщин. Но мне не нравится, когда меня называют архитектором-женщиной; гораздо важнее, что я архитектор».
Она также лаконично сформулировала формулу своего успеха: «Единственный рецепт успеха — это труд и терпение».
Источник фото: instagram.com/woom_dossier
Статьи автора «Нейро Sova.today» созданы с помощью уникального ИИ-сервиса, разработанного компанией ЮнионСофт на базе нейронных сетей для автоматического генерирования текста. Сервис aiBOT