На резкий шум выбежала Полина Васильевна: она отчаянно пыталась спасти своего сына. Киллер выстрелил ей в голову дважды. В это время Сергей, увидев раненую мать, закричал и бросился к ней, пытаясь поднять. Однако убийца направил оружие уже на него и произвел выстрел. Так трагически завершилась жизнь Сергея Шевкуненко, которому было всего 35 лет. Новая реальность с вопросом: могла ли его жизнь сложиться по-другому?
Непутёвый талант. Как звезда советского кино превратился в криминального авторитета
На экране Сергей Шевкуненко смог создать впечатляющий образ идеального советского пионера. Однако в действительности он оказался полной противоположностью своей экранной персоны.
Сергей Шевкуненко родился 20 ноября 1959 года. В возрасте 14 лет он получил свою первую главную роль в фильме, который мгновенно сделал его звездой своего поколения. За ней последовали другие заметные роли. Однако многообещающая актерская карьера прервалась, когда в 16 лет он оказался за решеткой. К 30 годам этот когда-то многообещающий «пионер» превратился в криминального авторитета, возглавив собственную организованную преступную группу в Москве.
Творческая семья
Сергей Шевкуненко родился в семье артистов. Его родители — Юрий и Полина — были театральными актерами. Вскоре после окончания Второй мировой войны Юрий оставил сцену и переквалифицировался в драматурга. Его пьесы с успехом ставились в советских театрах. В 50-х годах отец Шевкуненко перешел на «Мосфильм», заняв сначала должность редактора, а затем став директором Второго творческого объединения.
Юрий сблизился с режиссером Эльдаром Рязановым и помогал ему в работе над «Гусарской балладой». Кроме того, он познакомил Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, что привело к созданию одного из самых успешных творческих союзов в истории советского кино.
Его жена Полина была актрисой Московского академического театра имени Маяковского. В конце 50-х, когда ее супруг стал влиятельной фигурой на «Мосфильме», она решила оставить карьеру и посвятить себя семье. В 1959 году у них родился долгожданный сын.
Юный актёр, пионер
Какие увлекательные приключения, какие загадки! Как же хотелось стать другом Миши Полякова, окунуться в его мир! Мишу сыграл Сергей Шевкуненко, и сам писатель Анатолий Рыбаков выбрал его на эту роль. Талантливому мальчику предрекали судьбу выдающегося артиста, однако он стал известным криминальным авторитетом, контролировавшим Мосфильмовскую улицу в Москве. В преступном мире он имел две клички: «Шеф» (по фамилии) и «Артист». Сергей был убит, когда ему только исполнилось 35 лет.
Сергей Шевкуненко появился на свет в 1959 году, когда страна по-прежнему оправлялась от ужасов Великой Отечественной войны и жизнь людей была бедной. На фоне этого Сергей при рождении «выиграл счастливый билет»: его отец, Юрий Александрович, занимал должность директора Второго творческого объединения на «Мосфильме», был журналистом и драматургом.
У него также была старшая сестра Оля, которая очень любила своего брата. Сергей стал поздним ребенком: его мама, Полина Васильевна, родила его в 41 год. Это событие стало настоящим счастьем для семьи. В честь сына Юрий Шевкуненко даже написал пьесу под названием «Сережка с Малой Бронной». Однако он не успел воспитать сына, так как скончался, когда Сергею было всего три года.
На Мосфильме
Эльдар Рязанов помог Полине устроиться на «Мосфильм» в качестве ассистента режиссера, и она постоянно задерживалась на работе, в то время как бабушка и сестра Оля ухаживали за Сережей. Мальчик рос настоящим вундеркиндом: он начал читать в четыре года, а в восемь уже освоил сложные взрослые книги. При этом он был вовсе не застенчивым интровертом, а настоящим хулиганом в духе Тома Сойера. Во дворе его сначала звали «Шева», а затем, с уважением, «Шеф».
Развиваясь и взрослея, Сергей стал лидером дворовой компании и настоящим хулиганом: бесстрашным, но Charismatic. Однако ему было сложно следовать правилам, и иногда он не понимал разницы между хорошим и плохим. Особенно тяжело ему было пережить смерть бабушки, когда сестра вышла замуж и эмигрировала за границу. Полина Васильевна была раздираема между своей работой и заботами о сыне. Мать часто получала упреки за хулиганские выходки Сережи.
Полина уже не знала, что делать, когда Сережу поставили на учет в детскую комнату милиции. В отчаянии она отвела его на «Мосфильм».
Случайно в это время там проходили пробы для фильма «Кортик». Полина надеялась, что сын получит небольшую роль, чтобы отвлечься от улицы и заинтересоваться кино. Однако Сергей получил главную роль: он сразу пришелся по нраву Анатолию Рыбакову, который видел в нем своего Мишу Полякова. Сергей завоевал симпатию не только автора, но и всех остальных. В тринадцать лет мальчик выглядел уверенно и играл наравне с такими партнерами, как Зоя Федорова и Роман Филиппов, показав отличную игру.
После успеха «Кортика» последовал трисерийный фильм «Бронзовая птица», который также имел оглушительный успех. Затем Сергей снялся в «Пропавшей экспедиции», где сыграл юного партизана и проводника Митю — выдающегося героя.
На съемках «Пропавшей экспедиции» Сергей испытал свои первые чувства любви: он влюбился в самую прекрасную девушку из всех, кого когда-либо видел — милую, умную, скромную и красивую Евгению Симонову, которая играла дочь профессора Тасю. Однако чувства не были взаимными.
Роли в кино
Первым фильмом в карьере Сергея стали картины «Сестра музыканта» и «Пятьдесят на пятьдесят», где он исполнил незначительные роли. Затем режиссер Николай Калинин пригласил Сергея участвовать в экранизации дилогии Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица». Рыбаков выбрал Шевкуненко, поскольку раньше был дружен с его покойным отцом и отдал предпочтение именно ему на пробах. Таким образом, Сергей стал Мишей Поляковым.
В 1973 году на экраны вышел телевизионный фильм «Кортик», действие которого разворачивается в 1921 году. Юные пионеры стремятся разгадать тайну морского кортика с зашифрованным посланием. Им предстоит преодолеть множество испытаний и противостоять бандитам. Этот приключенческий фильм оказался интересным не только для молодого поколения, но и для взрослых зрителей.
В 1974 году вышло продолжение — «Бронзовая птица». Главные герои отправились на отдых в пионерский лагерь под Москвой, который на самом деле стал удивительным местом: подростки обнаружили дворянскую усадьбу графа Карагаева, в которой, как говорили, жила старая женщина, якобы графиня. Находка клада была доступна только с помощью старинной бронзовой птицы, которую можно было найти в усадьбе.
Следующий проект, в который пригласили Сергея, был под руководством Вениамина Дормана. Фильм назывался «Пропавшая экспедиция». Это была приключенческая драма, действия которой разворачивались в 1918 году. Геологическая экспедиция под руководством профессора Смелкова отправилась на поиски золота вдоль реки Ардыбаш. В составе экспедиции были разные персонажи, включая бывшего царского офицера Зимина и красноармейца Куманина. После находки золота экспедиция столкнулась с белогвардейцами. Саме Митя и красногвардеец Куманин сумели укрыться и направиться в Петроград с документами экспедиции.
Тем временем Сергей закончил восемь классов, но не собирался продолжать обучение. Полина Васильевна попыталась устроить сына на работу в «Мосфильм». Его приняли как ученика слесаря в механический цех, но Сергей не проявил интереса к работе. После этого начались съемки продолжения «Пропавшей экспедиции» — «Золотая речка», но режиссер отказался работать с Сергеем, так как он проявлял недисциплинированность. Поэтому сценаристы приняли решение убрать его героя из сценария. На тот момент Сергею уже исполнилось 15, и он начал увлекаться алкоголем, оставаясь только из уважения к своей матери.
Судимости
Уже осенью 1975 года Сергей впервые попадает в отделение милиции за участие в групповой драке. О деле занялась комиссия по делам несовершеннолетних. «Мосфильм» пытался помочь ему, написав ходатайство о том, что возьмет его на поруки, но это не было учтено. В зимнее время 1976 года его направляют в детское исправительное специальное училище, где учились подростки, осужденные за грабежи, драки и употребление алкоголя.
В этом заведении Шевкуненко вскоре стал негласным лидером. Однако спустя четыре месяца, находясь по дороге домой, он выпил и избил прохожего. Инцидент произошел во дворе, когда один мужчина гулял со своей собакой, а Сергей начал проявлять к ней внимание. Пожилой сп άν пожаловался на поведение подростка, что спровоцировало агрессию со стороны Сергея, который избил мужчину без видимой причины.
За это правонарушение его осудили на один год. В это время на экранах демонстрировался фильм «Пропавшая экспедиция». В феврале он был отправлен в тюрьму, а уже в феврале 1977 года зрители смогли вновь увидеть его в этой знаменитой киноленте. В конце 1977 года он получил освобождение, и его мать договорилась о его трудоустройстве на «Мосфильм», теперь уже в качестве осветителя. Он успел поучаствовать в съемках нескольких фильмов в этой роли.
В 1978 году, распивая алкогольные напитки на работе, Сергей ворвался в киностудийный буфет. Он забрал находившиеся там деньги, а также закуски. За это его приговорили к четырем годам заключения. Однако спустя год его освободили за примерное поведение. Мать вновь смогла договориться о его трудоустройстве на «Мосфильм», и его снова приняли на должность осветителя.
Зимой 1981 года произошло убийство актрисы Зои Федоровой. Сергеться стали подозрительным по той причине, что его мать была близкой подругой Федоровой, а сам Сергей считал ее второй матерью, однако владений по его причастности к преступлению не было найдено. Следует отметить, что именно Зоя Федорова помогла Полине устроить сына на работу у второй раз после его выхода из тюрьмы.
Уже в январе 1982 года, распивая спиртные напитки со знакомыми, двумя мужчинами и одной женщиной, Сергей планировал ограбление. В разговоре они выяснили, что на Брестской улице живет обеспеченная женщина. Сергей сам предложил совершить кражу. Двое подельников ждут на улице, а он с одним мужчиной, который знаком с потерпевшей, забирается на ее балкон. Войдя в квартиру через разбитое окно, они провели там около часа, украв имущества на 725 рублей. Завершив ограбление, они отправились отмечать удачное дело.
Распродавать краденое имущество взялась их подельница, однако ее вскоре задержали. Она указала на главного организатора преступления — Сергея Шевкуненко. Арест произошел в тот же день, когда истек его испытательный срок. Ему предъявили сразу две статьи: за ограбление и за хранение и употребление наркотиков, которые были найдены при его аресте. Но позже Сергей утверждал, что наркотики ему подбросили.
В любом случае, ему назначили новый срок — четыре года в колонии. Выйдя на свободу в 1983 году, он вновь оказался в тюрьме на четыре года за кражу.
Зеленый змий и все, что с ним связано
С детства Сережа проявлял сообразительность. В четыре года он научился читать, а в восемь уже освоил половину семейной библиотеки, включая «Сагу о Форсайтах». Когда мама привела его на пробы в фильм «Кортик», она рассчитывала, что сын получит незначительную роль, отвлекшись от дворовых хулиганских интересов. Беспокоясь о недостатке отцовского воспитания, она не могла предположить, что мальчик получит главную роль. Его актерские способности были отмечены и режиссером, и взрослыми артистами той эпохи; они хвалили его харизму и уникальный взгляд, который притягивал внимание зрителей.
Однако раннее знакомство Сергея с алкоголем оказалось детонатором для всех его будущих бед. Он не смог проявить силу воли и отказаться от зеленого змея. Возможно, в свои 14-15 лет он не осознавал все последствия пьянства и влияние на его жизнь. Факт остается фактом: в тюрьму он попал в 16 лет по причине запойной драки.
Сергей подрался с пенсионером, выгуливающим собаку. Он решил погладить пса, но это не понравилось пожилому мужчине, который сделал замечание пьяной компании, завязался конфликт. Пенсионер упал, но серьезные травмы не получил. Однако Сергей был приговорен к одному году лишения свободы. На суде плакала его мама, а рядом сидела известная актриса Зоя Федорова, играющая бабушку Сергея в «Кортике». Она была хорошо знакома с тюремной жизнью, поскольку сама пережила арест при Сталине — тогда ее обвинили в работе на разведку и приговорили к 25 годам лагерей, из которых она отмотала 9, выйдя на свободу после смерти Сталина. Она написала ходатайство с просьбой о мягком приговоре для Сергея, но суд его не учел. Приговор оказался жестким, и молодой артист отбывал срок до конца.
Взломанный буфет и снова зона
После освобождения по протекции матери Сергей устроился на «Мосфильм» помощником осветителя, но с привычкой к алкоголю так и не расстался. Важно отметить, что именно это снова приводило его к бедам. У работников «Мосфильма» не было денег на закуски, и Сергей, недолго думая, решил взломать буфет киностудии. Суд оценил украденные продукты в 8 рублей, а за это Сергей получил четыре года колонии. В тюрьме он заразился туберкулезом, и едва выжил. Освободившись, он не имел права жить в Москве и уехал к родственникам в Смоленск. Там он женился, и молодая пара обвенчалась. Однако идиллия длилась недолго: милиция пришла к ним в квартиру с обыском. В ходе проверки был найден пистолет — правда, на нем не оказалось отпечатков Сергея. Его молодая жена поведала, что буквально за несколько минут до обыска к ним позвонил незнакомец и передал пакет, в котором и находилось это оружие. Однако ее показания не были учтены в процессе.
Скоро настигла его новая тюремная реальность. После выхода на свободу он оказался в центре громкого дела о убийстве Зои Федоровой. Следствие считало, что это было ограбление, так как актриса хранила дома драгоценности. Сергителю неоднократно допрашивали более десяти раз. Когда ему впервые озвучили подозрения, он воскликнул: «Да она мне как мать! Что вы говорите!»
А следующей глупостью, приведшей к новому сроку, стало его спорное заявление о том, что он залезет в квартиру на восьмом этаже. Он спустился с крыши и проник в чужую квартиру через балкон, вынося оттуда шапку и два платья. И снова он оказался в заключении.
В конце 80-х Сергей создает организованную преступную группу из восьми крепких мужчин, которые контролировали его родную Мосфильмовскую улицу, где он вырос. Группа занималась рэкетом, и Сергей, в криминальной среде известный как «Артист», начал носить дорогую одежду и ездить на иномарках. На стрелках, благодаря актерским способностям, он часто избегал конфликтов, которые могли бы перейти в перестрелку. Он понимал, что такая жизнь не может длиться вечно и копил деньги для выезда за границу вместе с матерью.
Однако киллер поймал его в подъезде собственного дома, когда Сергей отпустил охрану. Артист вошел в лифт, когда раздались выстрелы. При тяжёлых ранениях он сумел добраться до своей квартиры, открыть дверь и вползти внутрь. Но убийца настиг его. Первой встречей с ним оказалась мать Сергея, которая поспешила на помощь своему раненому сыну. Киллер расправился с ней на глазах у Шевкуненко, затем расстрелял и его.
Убийца проник в квартиру, потому что Шевкуненко оставил ключи в замке на стороне двери. В какой момент своей жизни он потерял ключи от двери, которая могла бы увести его от страшного конца, осталось неясно. Вероятно, у него уже не оставалось силы и желания избавиться от порочного круга. Как в диалоге из «Кортика»:
— Много ты знаешь! Захочу — и выйду!
— А я не хочу захотеть!
Времена не выбирают — в них живут и умирают…
Мы рассмотрели основные вехи жизни Сергея Шевкуненко через призму системно-векторной психологии, что позволило лучше понять его характер и необычную судьбу. Однако есть еще один ключевой момент, который повлиял на жизненный путь этого человека, — время, в которое он жил.
Время действия в фильме «Кортик», где играл Сергей, — 1921 год. В этом произведении воспеваются идеалы молодого советского государства — справедливость, милосердие, верность революционным идеям и строительство лучшего будущего для всех. Однако в 70-е годы Советский Союз стал совершенно другой страной.
После съемок актеры начали рассказывать анекдоты, увековечивающие антикомунистическую идеологию. В квартире Шевкуненко до утра собиралась творческая интеллигенция, систематически критикуя власти и существующий порядок в стране. Ольга, старшая сестра Сергея, вышла замуж за одного из таких диссидентов и эмигрировала.
Могло ли такое противоречие повлиять на судьбу уретрального Сергея Шевкуненко? Безусловно, это оказало влияние, ведь людям с уретральным вектором свойственна бескомпромиссность, их идеалы — милосердие и справедливость; они не способны подстраиваться под жизненные обстоятельства и заискивать перед начальством… В итоге так случилось, что преступная группировка со своими понятиями оказалась для Сергея близкой, тогда как мир кино и съемочная группа — далекими.
Не убить будущее!
Таким образом, мы смогли разгадать загадку жизни и смерти Сергея Шевкуненко и почтить память нашего детского кумира. Но можем ли мы в конце этой истории поставить точку?
Нет! Ведь среди нас подрастает новая уретральная поросль. Как и 50 или 100 лет назад, сегодня большинство людей не знает, как правильно воспитывать этих редких и необычных детей. При условии правильного воспитания природных задатков, они смогут стать настоящими вождями, поведя свой народ или страну в светлое будущее, а не в бездонную пропасть.
Хотите понять себя и окружающих, правильно воспитать детей, найти путь в будущее и приблизить его? Присоединяйтесь к онлайн-тренингу Системно-векторная психология Юрия Бурлана.