История одной перековки: как политзаключенные рыли Беломорканал лопатами и кирками

Строительство Беломорско-Балтийского канала является одним из самых амбициозных решений Иосифа Сталина, которое было реализовано в рекордно короткие сроки. Однако в течение долгого времени многие даже не подозревали, что за этим грандиозным проектом скрывается неимоверно тяжелый труд заключенных.

Вдоль по Беломорканалу в 1933 году

Канал, который был задуман еще в эпоху Петра I, соединил Белое море с Балтийским, и его строительство произошло благодаря работе советских заключенных в конце первой пятилетки. С целью экономии ресурсов, необходимых для индустриализации, строительство проходило без обычного для таких проектов оборудования и материалов. Эта экономия также затронула питание заключенных. В результате, канал был построен менее чем за два года, однако, по различным оценкам, от 10 до 50 тысяч заключенных погибли во время его возведения. Хотя вскоре после открытия канала его пришлось углублять и изменять, так как он оказался слишком мелким для прохождения крупных судов, проект был признан успешным советским руководством и положил начало ряду масштабных строек, осуществляемых с помощью ГУЛАГа.

17 августа 1933 года в плавание по новому каналу вышел пароход, на борту которого находились 120 советских писателей и деятелей культуры, среди которых можно было увидеть таких представителей, как Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Борис Пильняк, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Мариэтта Шагинян, Вера Инбер, Илья Ильф, Евгений Петров и других. По итогам этой поездки писатели в рекордно короткие сроки подготовили коллективную монографию, в которой восхваляли героический труд и волю работников НКВД, которые решали сложные задачи переделки природы и человека.

Портал Arzamas приводит свидетельства литераторов, зафиксировавших маршрут своего путешествия.

История одной перековки: как политзаключенные рыли Беломорканал лопатами и кирками

Из Москвы…

Вечером нас забирает колонна автобусов, которая отвозит на Ленинградский вокзал. Приготовили специальный поезд из мягких вагонов, сверкающих от лака и со стеклянными окнами. Мы рассаживаемся, как хотим.
С момента, как мы стали гостями чекистов, стал возможен полный коммунизм: мы могли есть и пить по потребностям, ничего не оплачивая. Копченые колбасы, сыры, икра, фрукты, шоколад, вина, коньяк – и всё это в голодный год!

Александр Авдеенко Александр Авдеенко (1908–1996) — советский писатель, драматург и сценарист.

Великий канал, бессмысленный.

Одним из наиболее популярных (и приходящихся по нраву либералам) мифов о Беломорканале является утверждение о том, что его строительство было абсолютно бессмысленным, а сам канал оказался бесполезным водным путем. Примечательно, что сторонники этой точки зрения зачастую ссылаются на мнение самого ненавидимого ими Иосифа Сталина. Это утверждение основано на том, что он, якобы, в ходе своей инспекционной поездки по только что открытому каналу, показавшемуся ему узким и мелким, назвал его бессмысленным. Это полная чушь! Если бы Сталину не понравились результаты строительства, он бы, скорее всего, не раздавал бы многочисленные награды (включая 6 орденов Ленина, 8 орденов Красной звезды и 15 орденов Трудового Красного Знамени) участникам, а, возможно, даже наказал бы их. Более того, он уж точно не одобрил бы амнистию для десятков тысяч заключенных, участвовавших в строительстве, а, возможно, даже удлинил бы их сроки. И уж точно он не позволил бы называть канал его именем. Сталин был категорически против пустых трат народных денег и человеческих ресурсов.

Тема о том, что Беломорканал был ненужным проектом, также поднимается многими либеральными историками. Они утверждают, что строить его затеяли исключительно для того, чтобы истребить больше людей под предлогом их трудовой перековки. О вопросе истребления мы еще поговорим, но сейчас стоит упомянуть практическое значение Беломорканала, которое было не просто достаточно высоким, а жизненно важным! Потребность в водном пути, соединяющем Балтийское и Белое моря, стала очевидной еще во времена Петра I во время Северной войны, когда волоком нужно было перетаскивать фрегаты на Онежское озеро. Увы, при его преемниках дело с реализацией этого проекта не сдвинулось с мертвой точки, несмотря на множество проектов от умных людей, таких как Франц де Воллан и граф Александр Бенкендорф. Да и проект, представленный на Всемирной выставке в Париже профессором Всеволодом Тимоновым, заслужил всеобщее восхищение, но, как это часто бывает, не был реализован. Отказ от строительства в удаленных и тяжелых условиях привел к тому, что в 1915 году Балтийский флот оказался запертым в Кронштадте, а действия Петрограда не приносили результатов. Реализация столь важного проекта для страны с военно-стратегической, торговой и экономической точки зрения стала возможной лишь благодаря Октябрьской революции, большевикам и товарищу Сталину.

Это интересно:  Жена Олега Стриженова Лионелла Пырьева: Мы живем долго, потому что нужны друг другу

…И беспощадный?

Существует еще одно популярное утверждение о постройке Беломорканала: будто бы его построили чуть ли не руками без инструментов. Это действительно правда, но нужно уточнить: хотя землю не рыли ногтями, а использовали лопаты, кайла и ломы, на сложных участках тоже применяли динамит и другие взрывные материалы. Но специализированной строительной техники, такой как экскаваторы или краны, не было в наличии. Этот факт некоторые рассматривают как проявление сталинского зверства, мол, заставлял людей вручную терпеть невыносимый труд. Однако нужно помнить, что на момент начала стройки (в 1931 году) строительная техника в СССР находилась в зачаточном состоянии. Индустриализация страны только начиналась, и приобрести те же бульдозеры и экскаваторы за границей было затруднительно, так как Запад не стремился вести бизнес с Советским Союзом. Более того, кто бы стал возить купленные за золото или хлеб механизмы в такие удаленные и непролазные края, где они погибли бы совершенно быстро? И как туда вообще доставить технику без дорог? Я уже слышу, как многие либералы утверждают: «Вот, лучше бы погибали машины, а не люди!» Ну что ж, давайте поговорим о погибших работниках. Я не могу не упомянуть, что в трудах некоторых историков без стыда упоминается о 300 тысячах невинных жертв, погибших на этом адском проекте. Но, как всё на самом деле обстоит?

Я вынужден разочаровать сторонников мифов о сталинских гекатомбах: цифра в 300 тысяч — это не просто выдумка, это абсолютно невероятно. Причина в том, что в различные годы на Беломорканале трудилось только от 64 до 108 тысяч человек. Да, большинство из них были заключенными, осужденными по различным статьям и не прибывшими на стройку добровольно. 12 тысяч из них в итоге были освобождены, а примерно 60 тысячам сократили сроки за выполнение ударных норм работы. Причем это произошло буквально на следующий день после открытия канала — 4 августа. Так кого амнистировали и пожалели? Мертвых? Конечно, нет. А вот факты о жертвах строительства канала выглядят следующим образом: в 1931 году на стройке погибло менее полутора тысяч человек, в 1932 — около 2 тысяч, а в 1933, в последний год строительства, — 8870. В общем и целом на протяжении всех работ умерло 12 300 человек. Много, скажете вы? Возможно. Но стоит напомнить, что времена были очень тяжелыми, и не только в Советском Союзе. И тем, кто исповедует идеалы западной демократии и американской избранности, стоит приготовиться к культурному шоку, на который они готовы не всегда.

Как в СССР решились построить Беломорканал

Советские власти решили не позволить вопросу финансирования остановить строительство канала. Была принята стратегия, направленная на удешевление затрат. В СССР решили привлечь к строительству заключенных. Строительство Беломорско-Балтийского канала началось по инициативе Иосифа Сталина. По его указу 227-километровый канал необходимо было построить за 20 месяцев (с сентября 1931 года по апрель 1933 года). Для управления проектом при Совете Труда и Обороны был образован Особый комитет, который занимался сооружением Балтийско-Беломорского водного пути. Проектирование канала учитывало важность минимизации расходов на редкие и недоступные материалы.

Буквально, вручную

Это было действительно грандиозное строительство, масштабы которого не сопоставимы ни с чем другим. В рекордные сроки строители провели земляные работы на объёме около 21 миллиона кубометров, построили более ста инженерных сооружений и проложили 2500 километров железнодорожных путей.

Так как же все это строилось? Многие историки вспоминают, что реализовать такой проект без использования современной техники просто нереально. Работы проводились вручную: строители рубили деревья, копали и бурили землю, разбивали скалы. В их распоряжении были лишь лопаты, кирки, ломали, зубила, пила, носилки и тачки. Исходными строительными материалами служили камни, торф, древесина и земля.

Мозги набирали по тюрьмам

Конечно, без специалистов с высшим образованием построить столь крупный объект было невозможно, так как здесь требовались высококвалифицированные инженеры. Где же их искать, да ещё за небольшие деньги? Правильно, в тюрьмах. Таким образом, были привлечены техники и инженеры из различных уголовных заведений, осуждённые по делам о вредительстве. Многие из них после работы с уголовниками могли считать свою работу на строительстве повышением по службе. Из числа этих заключенных была создана Особая конструкторская группа, которой поставили задачу решить технические вопросы. Им указали жёсткие сроки выполнения и обозначили сложные природные условия, в которых предстояло осуществить строительство канала.

Это интересно:  Лишний вес — 13 распространенных причин внезапного необъяснимого увеличения веса

Беломорканал

Откуда пошло слово зек

На строительстве Беломорканала основную массу рабочих составляли заключенные ГУЛАГа. В разные периоды число работников на стройке колебалось. Общее количество узников, которые побывали на этом гигантском проекте, составляло около 280 тысяч человек. К концу 1932 года, когда строительство стало форсироваться, численность заключенных на проекте достигала 108 тысяч. Вначале большинство зеков поступило на работы из Соловецкого лагеря специального назначения, позже же по решению управляющих отправляли эшелоны со всех концов Советского Союза.

Состав этих вынужденных строителей представлял собой разношерстную группу людей, осуждённых по уголовным и политическим статьям, а также раскулаченных крестьян. Каждого из строителей называли заключенными каналоармейцами (по аналогии с красноармейцами). Слово зек, которое стало известным всем нам, как раз и произошло от этого обозначения.

Работали за хлеб

С целью мотивации заключенных было введено так называемое «котловое» питание, представляющее собой неравное распределение продовольствия. Если заключенный работал плохо, у него сокращали пайку и выдавали ограниченное количество еды (так называемый штрафной паёк). Какой бы ни была угнетённой ситуация человека, даже если он был болен или травмирован, никого это не волновало.

Завершение строительства и оценка Сталина

Появилось чудо. Независимо от полного отсутствия строительной техники, недоступных условий для жизни и недостатка продовольствия, заключенные не просто завершили строительство Беломорканала в установленные сроки, но и продемонстрировали уровни производительности труда, значительно превышающие средние общесоюзные показатели тех лет. Рекордно короткий срок завершения этого канала стал мировой сенсацией.

В мае 1933 года руководство стройки сообщило Сталину о завершении работ над Беломорканалом. 25 июня того же года по новому водному пути от начала до конца прошел пароход «Чекист». В июле Иосиф Сталин вместе с Климентом Ворошиловым и Сергеем Кировым проехали по каналу на катере, чтобы оценить сделанное. Свидетели тех событий отмечали, что Сталин остался недоволен каналом: по его словам, он оказался слишком мелким и узким, что привело к тому, что он назвал этот проект — столь тяжело доставшийся стране — бессмысленным и никому не нужным.

Была ли постройка Беломорканала оправдана?

В мае 1933 года Сталину доложили о готовности канала. По официальным данным, 227-километровый водный путь был завершён всего за 1 год и 9 месяцев. За это время заключенные переместили 21 миллион кубометров земли, что если сложить в кучу, образует куб высотой чуть менее 300 метров. Согласно официальным данным, на строительстве погибли 12 300 заключенных, хотя некоторые историки оценивают это число в несколько раз больше. Оценки Александра Солженицына о 250 тысячах жертв, конечно, заведомо завышены, так как он не основывался на архивных данных.

С технической точки зрения канал оказался неудачным из-за слишком мелкого русла — его глубина составила всего 4 метра. Для сравнения, первоначальная глубина Суэцкого канала, построенного в XIX веке, составляла 7 метров.

Оценить экономическую оправданность постройки канала трудно из-за массового использования принудительного труда. Для более наглядного понимания можно обратиться к примеру из древнего мира: предположим, абстрактное домохозяйство состоит из владельца рабов и двух рабов. Один из рабов добывает камень в карьере, а другой вирует еду и колет из дерева инструменты. Если работорговец сам захватил рабов в плен в бою, то добыча камня будет для него бесплатно, а доходность стремится к бесконечности. Хотя узники ГУЛАГа не были рабами, после завершения строительства сразу же вышли на свободу более 12 тысяч человек. Однако это лишь затрудняет ситуацию: не ясно, сколько стоит свобода в обмен на труд по пересчету на рубли.

С уверенностью можно лишь утверждать, что Беломорканал не стал самым востребованным транспортным маршрутом. В 1940 году по нему было перевезено около 1 миллиона тонн грузов, в 1985 (на пике) — 7,3 миллиона тонн, тогда как в 2019 году — всего 0,35 миллиона тонн. Для сравнения, по Москве-реке проходит от 25 до 30 миллионов тонн грузов в год, через Волго-Донской канал — 7-10 миллионов тонн, а по Суэцкому каналу — более 1 миллиарда тонн.

Также стоит учитывать, что на Беломорканале расположено 19 шлюзов, которые требуют постоянного обслуживания.

История одной перековки: как политзаключенные рыли Беломорканал лопатами и кирками

Вид на Беломорско-Балтийский канал, 2019 год

Global Look Press

Перековка заключенных

Некоторые могут предположить, что зависимость советского режима от труда заключенных была его страшной тайной, которую вскрыли диссиденты и антисоветчики. На самом деле, это стало причиной гордости — но гордилось советское руководство, разумеется, не переживаемыми условиями труда и жертвами. По официальной пропаганде это рассматривалось как перевоспитание преступников и классовых врагов посредством труда.

Мы делали это раньше, делаем это сейчас и будем продолжать это делать. Это полезно для общества. Это выгодно для преступников, так как они привыкают к труду и становятся полезными членами общества. К позору капитализма многие тысячи безработных завидуют условиям труда и жизни заключенных в наших северных регионах,

Это интересно:  Меня бил муж. Откровения женщины, которая терпела насилие более 5 лет

— заявил Вячеслав Молотов 8 марта 1931 года.

История одной перековки: как политзаключенные рыли Беломорканал лопатами и кирками

Тема перековки заключенных на Беломорканале не была проходной — в 1934 году вышла книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства». В эту авторскую группу под руководством Максима Горького вошли Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Алексей Толстой и Виктор Шкловский. Сравнить это можно с приглашением современных авторов, таких как Виктор Пелевин, Борис Акунин и Захар Прилепин. Книга получилась действительно стильной — на минималистичной тисненой обложке помещен медальон со сталинским профилем и три слова: «Канал имени Сталина».

Одна из глав книги повествует об аферисте и жулике, который попал в Белбалтлаг и встал на путь исправления. Глава называлась «История одной перековки», именно так в советских газетах именовали трудовую реабилитацию заключенных в первой половине 1930-х годов.

История одной перековки: как политзаключенные рыли Беломорканал лопатами и кирками

Книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (4000 экземпляров, 1934 год)

Wikimedia Commons

На некоторое время Беломорско-Балтийский канал стал важным элементом советской пропаганды. В таком эффекта пышном оформлении книга выглядела как нечто большее, чем просто печатное издание. Она фактически стала самостоятельным произведением, некоторым образом сравнимым с творениями искусства. Теперь это памятник, посвященный Беломорканалу, который, в свою очередь, символизировал молодой Советский Союз и самого Сталина, — считает немецкий исследователь Иоахим Клейн.

В 1937 году в свете Большого террора был расстрелян куратор строительства Беломорканала — Генрих Ягода. Под репрессии попали и ряд авторов книги о нем. Наконец, в 1961 году в ходе развенчания культа личности из названия канала убрали посвящение имени Сталина, а в начале XXI века на месте массового захоронения заключенных, погибших при строительстве, установили крест и памятную доску.

Лагерь смерти

Условия жизни и труда заключенных на строительстве Беломорканала практически отсутствовали. Небольшая часть каналоармейцев размещалась в бараках и землянках, возведенных в спешке. Многие спали в палатках и шалашах, которые сделали своими руками из бревен и веток. Случалось, что заключенные спали прямо на снегу.

Организация питания также была крайне скромной. Каждому заключенному выделялись лишь 500 граммов хлеба в день и неаппетитная похлебка из морских водорослей. При этом те, кто не выполнял дневную норму, получали половину этого пайка.

Стройка века: Кто и как построил Беломорканал?

Заключенные работали практически без усталости, без перерывов на отдых. За малейшее нарушение дисциплины их строго наказывали. За небольшие провинности могло быть продление срока. Выдающимся людям, которые проявляли себя на строительстве, предоставлялись некоторые привилегии: более хорошее питание, а также возможность досрочного освобождения или сокращения срока заключения. Однако успешных каналоармейцев было совсем немного, так как из-за голода, холода и болезней заключенные массово умирали. За 20 месяцев строительно-монтажных работ на строительстве канала погибли более 12 тысяч человек.

Чтобы не падал моральный дух заключенных и они продолжали работать, проводились различные культурные мероприятия. Издавались газеты «Перековка», и на каждом участке она была своя. Проводились театральные постановки, а неподалеку от стройки играл оркестр. Все это считалось необходимым для поднятия духа трудящихся.

Бессмысленный и никому не нужный

Стройка века: Кто и как построил Беломорканал?

В 1933 году строительство Беломорканала было завершено, и ему присвоено имя И.В. Сталина. Вскоре сам вождь лично посетил объект, чтобы оценить действительно ли проведённые работы соответствуют заявленным ожиданиям. Однако канал оказался для него слишком мелким и узким. Сталин даже охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный. Тем не менее, состоялось официальное открытие нового водного пути, на которое было приглашено 120 известных деятелей литературы.

Их задача заключалась в том, чтобы описать величайшую стройку XX века. В 1934 году была выпущена книга о Беломорско-Балтийском канале, подготовленная усилиями 36 авторов, среди которых были М. Зощенко, А. Толстой, А. Горький. Книга освещала историю строительства канала, но, как и следовало ожидать, не упоминала о каторжном труде, голоде, болезнях и массовой гибели заключенных.

Истинная правда о стройке на костях открылась только в эпоху гласности. В наши дни Беломорканал стал маршрутом для туристических судов, на берегах которого установлены скульптуры, напоминающие о погибших каналоармейцах.

На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках — 12 лет, из них 8 лет — за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.

Оцените статью
Портал красоты
Добавить комментарий